Проблемное обучение имеет многовековую историю. Элементы его можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.-Ж. Руссо. Особенно близко подошел к этой идееК. Д. Ушинский.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психеи лога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В 1960-1970-е гг. зарубежные (Дж. Брунер США, В. Оконь — Польша) и отечественные (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшким А. В. Брушлинский и др.) педагоги и психологи, понимая, что мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний, а саля творит новые знания, стали разрабатывать новый подход в обучении получивший название проблемного. Проблемное обучение должно обеспечить творческое усвоение содержания образования, овладение опытом творческой деятельности.
Проблемное обучение — это такой вид развивающего обучения, при котором учащиеся в процессе самостоятельной учебно-познавательно деятельности овладевают новыми знаниями, новыми способами действий путем решения учебных проблем.
|
|
Создание системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность проблемного обучения
Основные понятия проблемного обучения: проблемная ситуация, учебная проблема.
Проблемная ситуация — осознанное учеником интеллектуальной затруднение, пути преодоления которого требуют самостоятельней поиска новых знаний, новых способов действий (известные способы действия, объяснения не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новый способ объяснения или новый способ действия).
Если опираться на взгляды Л. С. Выготского, то проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, максимально используя собственный интеллектуальный, творческий и мотивационный потенциал. Именно в этом случае проблемная ситуация будет носить дидактический, обучающий характер (при преодолении определенных трудностей она объективно может быть разрешена учащимися).
Рис. 33
Проблема - это проблемная ситуация, принятая учеником к решению на основе имеющихся у него средств: знаний, умений, опыта творческой деятельности.
Всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не '«якая проблемная ситуация становится для учащегося проблемой. Слишком легкая или слишком трудная ситуация не станет для ученика проблемой.
Пример проблемной ситуации (В. Оконь?):
2 + 5*3 = 17;
2 + 5*3 = 21.
Проблема может возникнуть, если у учащихся отсутствуют:
|
|
♦ необходимые знания 11ли они вступают в противоречие с новыми;
♦ необходимые способы действия;
♦ возможность оценивать определенный познавательный материал.
Выдвигаемая проблема должна быть:
♦ доступной для учащихся, сформулирована в известных учащимся терминах;
♦ посильной для них (выдвинутую проблему большинство учащихся класса сможет решить);
♦ интересной для учащихся.