Сегодня любой организации, предприятию для успешного существования и развития необходима эффективная команда, т. е. группу людей, которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты. Поэтому умение общаться, умение работать в команде является обязательным пунктом в анкете при приеме на работу.
В Федеральном государственном стандарте начального общей образования среди универсальных учебных действий названы коммуникативные действия как действия, позволяющие вступать в общении чтобы быть понятым, донести свою позицию до других, принять чужую точку зрения, договариваться с людьми, чтобы что-то сделать сообща.
Групповая работа на уроке характеризует особенности организации учебной деятельности учащихся, при которой субъектом взаимодействия с учителем выступает не класс, не отдельный ученик, а группа учащихся. При правильном педагогическом руководстве и управлении групповая работа способствует обучению работе в коллективе осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей понимание взаимной зависимости и необходимости контроля.
|
|
Особенности организации групповой работы
Использование групповой работы на уроке требует особой ее организации:
♦ Класс на определенном этапе урока делится на группы для решения предложенных учебных задач (для некоторых детей разделение на группы — болезненный процесс, и тут нужна особая деликатность учителя).
♦ Каждая группа получает задание (одинаковое для всех групп или дифференцированное), которое выполняется сообща под руководством лидера группы или учителя.
♦ Задания подбираются так, чтобы каждый член группы мог внести свой вклад в решение задачи.
♦ Состав группы — непостоянный, он зависит от поставленных задач, подбирается так, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
♦ Успех групповой работы во многом определяется составом группы, поэтому важно выбирать наилучший способ комплектования, формирования группы для выполнения задания.
Способы формирования групп:
♦ по желанию (разные мотивы объединения, поэтому не всегда работа оказывается продуктивной для всех членов группы, трудно предвидеть результаты работы);
♦ по выбору лидера (группа оказывается более однородной; нельзя применять этот способ, если в классе есть «аутсайдеры»);
♦ по решению учителя (по интеллектуальным особенностям, по схожим темпам работы, по равным возможностям в решении задачи, по интересам и т. п.);
♦ случайным образом.
Оптимальная численность группы в начальных классах - от трех до шести человек (в старших классах количество детей в группе возрастает).
|
|
Использование технологии групповой работы требует предварительной подготовки, направленной на установление правил работы в группе и обучения им учащихся, включающей:
♦ ознакомление младших школьников с правилами работы в группе или коллективная их разработка;
♦ обсуждение необходимости ицелесообразности соблюдения правил;
♦ выбор самых значимых правил (первоначально их должно быть 4 -5, далее список может увеличиваться);
♦ формулировку правил, которая должна направлять деятельность, а не запрещать ее (указано, что и как следует делать, а не то, чего не следует делать);
♦ размещение правил в виде памятки на видном месте в классе?
♦ показ учащимся необходимости строгого выполнения правил всеми участниками групповой работы;
♦ тренировка учащихся в выполнении правил.
Технология использования групповой работы
Успешность использования технологии групповой работы во много зависит от выполнения каждого из этапов.
1-й этап — подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка учебно-познавательной задачи;
б) инструктаж о порядке, последовательности выполнения задами о требованиях к качеству выполняемой работы;
в) деление класса на группы;
г) выдача необходимых материалов для работы;
д) предъявление задания (одному посыльному от группы, устно или письменно, всем группам фронтально, каждой группе индивидуально задания могут быть одинаковыми для всех групп либо каждая групп получает свое задание.
2-й этап — процесс выполнения задания в группе:
а) знакомство с заданием, имеющимся материалом, планирования работы в группе:
б) распределение задания внутри группы;
в) индивидуальное выполнение части задания членами группы и совместное выполнение всего задания, самопроверка, взаимопроверка;
г) обсуждение индивидуальных результатов выполнения задания в группе или итогов выполнения целостного задания (замечания, осуждение, дополнение, обобщение);
д) подведение итогов выполнения задания группой.
3-й этап — предъявление результатов групповой работы:
а) сообщение о результатах работы каждой из групп, предъявлен продукта совместной деятельности;
б) общественный анализ, обсуждение выполнения заданий группам
в) общий вывод о результатах групповой работы (чему научились, как работали, были ли ошибки, которые не позволили достичь желаемого результата, всегда ли взаимодействие было позитивным).
Особенности деятельности учителя, реализующего технологию групповой работы:
♦ выбирает задание для групповой работы;
♦ организует группы учащихся для совместной работы;
♦ разрабатывает критерии результативности групповой работы;
♦ создает условия для активного включения младших школьников в работу;
♦ регулирует деятельность учащихся, мотивируя, одобряя их усилия, отмечая важность совместной работы;
♦ контролирует ход работы, следит, чтобы все учащиеся принимали участие в выполнении задания;
♦ в случае необходимости оказывает помощь;
♦ подводит итоги работы.
Педагогическая ценность использования групповой работы
Использование технологии групповой работы способствует:
♦ развитию мотивации учения;
♦ повышению качества усвоения содержания образования;
♦ формированию коммуникативных умений;
♦ снижению уровня тревожности учащихся;
♦ улучшению психологического климата в классе.