Актуальность использования технологии групповой работы

Сегодня любой организации, предприятию для успешного существования и развития необходима эффективная команда, т. е. группу людей, которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты. Поэтому умение общаться, умение работать в команде является обязательным пунктом в анкете при приеме на работу.

В Федеральном государственном стандарте начального общей образования среди универсальных учебных действий названы коммуникативные действия как действия, позволяющие вступать в общении чтобы быть понятым, донести свою позицию до других, принять чужую точку зрения, договариваться с людьми, чтобы что-то сделать сообща.

Групповая работа на уроке характеризует особенности организации учебной деятельности учащихся, при которой субъектом взаимодей­ствия с учителем выступает не класс, не отдельный ученик, а группа учащихся. При правильном педагогическом руководстве и управлении групповая работа способствует обучению работе в коллективе осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей понимание взаимной зависимости и необходимости контроля.

Особенности организации групповой работы

Использование групповой работы на уроке требует особой ее организации:

♦ Класс на определенном этапе урока делится на группы для ре­шения предложенных учебных задач (для некоторых детей разделение на группы — болезненный процесс, и тут нужна особая деликатность учителя).

♦ Каждая группа получает задание (одинаковое для всех групп или дифференцированное), которое выполняется сообща под руководством лидера группы или учителя.

♦ Задания подбираются так, чтобы каждый член группы мог внести свой вклад в решение задачи.

♦ Состав группы — непостоянный, он зависит от поставленных задач, подбирается так, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

♦ Успех групповой работы во многом определяется составом груп­пы, поэтому важно выбирать наилучший способ комплектования, формирования группы для выполнения задания.

Способы формирования групп:

по желанию (разные мотивы объединения, поэтому не всегда работа оказывается продуктивной для всех членов группы, трудно предвидеть результаты работы);

по выбору лидера (группа оказывается более однородной; нельзя применять этот способ, если в классе есть «аутсайдеры»);

по решению учителя (по интеллектуальным особенностям, по схожим темпам работы, по равным возможностям в решении задачи, по интересам и т. п.);

случайным образом.

Оптимальная численность группы в начальных классах - от трех до шести человек (в старших классах количество детей в группе возрастает).

Использование технологии групповой работы требует предваритель­ной подготовки, направленной на установление правил работы в группе и обучения им учащихся, включающей:

♦ ознакомление младших школьников с правилами работы в группе или коллективная их разработка;

♦ обсуждение необходимости ицелесообразности соблюдения правил;

♦ выбор самых значимых правил (первоначально их должно быть 4 -5, далее список может увеличиваться);

♦ формулировку правил, которая должна направлять деятельность, а не запрещать ее (указано, что и как следует делать, а не то, чего не следует делать);

♦ размещение правил в виде памятки на видном месте в классе?

♦ показ учащимся необходимости строгого выполнения правил всеми участниками групповой работы;

♦ тренировка учащихся в выполнении правил.

Технология использования групповой работы

Успешность использования технологии групповой работы во много зависит от выполнения каждого из этапов.

1-й этап — подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка учебно-познавательной задачи;

б) инструктаж о порядке, последовательности выполнения задами о требованиях к качеству выполняемой работы;

в) деление класса на группы;

г) выдача необходимых материалов для работы;

д) предъявление задания (одному посыльному от группы, устно или письменно, всем группам фронтально, каждой группе индивидуально задания могут быть одинаковыми для всех групп либо каждая групп получает свое задание.

2-й этап — процесс выполнения задания в группе:

а) знакомство с заданием, имеющимся материалом, планирования работы в группе:

б) распределение задания внутри группы;

в) индивидуальное выполнение части задания членами группы и совместное выполнение всего задания, самопроверка, взаимопроверка;

г) обсуждение индивидуальных результатов выполнения задания в группе или итогов выполнения целостного задания (замечания, осуждение, дополнение, обобщение);

д) подведение итогов выполнения задания группой.
3-й этап — предъявление результатов групповой работы:

а) сообщение о результатах работы каждой из групп, предъявлен продукта совместной деятельности;

б) общественный анализ, обсуждение выполнения заданий группам

в) общий вывод о результатах групповой работы (чему научились, как работали, были ли ошибки, которые не позволили достичь желаемого результата, всегда ли взаимодействие было позитивным).

 

Особенности деятельности учителя, реализующего технологию групповой работы:

♦ выбирает задание для групповой работы;

♦ организует группы учащихся для совместной работы;

♦ разрабатывает критерии результативности групповой работы;

♦ создает условия для активного включения младших школьников в работу;

♦ регулирует деятельность учащихся, мотивируя, одобряя их уси­лия, отмечая важность совместной работы;

♦ контролирует ход работы, следит, чтобы все учащиеся принимали участие в выполнении задания;

♦ в случае необходимости оказывает помощь;

♦ подводит итоги работы.


Педагогическая ценность использования групповой работы

Использование технологии групповой работы способствует:

♦ развитию мотивации учения;

♦ повышению качества усвоения содержания образования;

♦ формированию коммуникативных умений;

♦ снижению уровня тревожности учащихся;

♦ улучшению психологического климата в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: