Проведенный анализ традиционных дидактических принципов показывает, что новые информационные технологии создают условия для их полноценной реализации, коренным образом изменяя весь образовательный процесс... Интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образование содержит в себе не только огромный развивающий потенциал, но и ряд негативных моментов, последствия которых следует учитывать при проектировании учебно-методических комплексов.
Процесс учения есть совместная деятельность учителя и ученика, в которой сегодня появился посредник - компьютер. Из совместной деятельности, управляемой учителем, процесс обучения превратился в процесс, управляемый компьютером. К каким последствиям это ведет? В чем «плюсы» традиционного образования?
1 Оно строится на живом человеческом общении ученика с учителем. Отсутствие такового негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребенка и в итоге - на эффективности обучения. Международные исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста в России и Монголии показывают, что чем теснее эмоциональная связь ребенка с учителем, тем выше мотивация к учению и развитие интеллектуальных способностей. Другими словами, ребенок старается для любимого учителя и не старается для нелюбимого. Эмоциональное одобрение учителя компьютер в принципе заменить не может. Кроме того, детям необходим и физический контакт с учителем (похлопать по плечу, погладить или, наоборот, потрепать по голове).
|
|
2 Учитель в отличие от компьютера, это личность, оказывающая системное влияние на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и его воздействие реализуется в личностном контакте, а не посредством текстов учебных задании. Теперь, когда в нашем обществе господствуют противоречивые ценности, когда семья как институт воспитания переживает кризис, свести функции учителя к наблюдению за учеником — просто губительно для развивающейся личности ребенка и подростка.
Когда известного педагога спросили: «Сколько хороших учителей надо человеку?», он ответил: «Достаточно одного». Мы скоро и этого лишимся.
3. Учитель реализует индивидуальный подход, зависящий от сам чувствия, настроения ученика, а также от конкретных обстоятельств. Учитель ставит оценку, учитывая весь комплекс факторов: способности прилежание, динамику обучения. Система тестов всего этого не видит.
4. Традиционное образование развивает системное мышление, которое встраивает частные мыслительные операции в целостную систему знаний, в смысловую сферу личности. Компьютер же мыслит аналитически, по принципу выбора варианта из имеющихся альтернатив. Создателями тестов эти альтернативы подбираются искусственно. Для успешного ответа на тесты не надо обладать развитым мышлением: понимать юмор, метафоры, иносказания, скрытые смыслы, достаточно иметь предметные знания и механистично их применять. Однако целью образования является именно образование от слова «образ», т. е. интегративное развитие способностей и личности путем освоения основ наук.
|
|
5. К плюсам традиционных форм образования следует отнести и интеллектуальное взаимодействие между учениками. Ратуя за индивидуальную траекторию обучения, организации которой служит персональный компьютер, мы забываем, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. В споре рождается истина. Менее развитые дети могут слышать на уроке ответы своих более способных одноклассников, благодаря чему улучшается их понимание. Даже если ребенок не выучил урок, он может услышать ответы других и восполнить пробел. Компьютер отнимает эту возможность. Фактически происходит дрейф в сторону заочного обучения на уроке. Суть урока - обучение учителем группы детей — уходит. Каждый учится сам, учитель — формальный координатор. Не думаем, что это положительно скажется на умственных способностях молодежи.
6. Традиционное образование дает возможность учитывать контекстуальность, многозначность. Тест же по своей природе требует однозначного ответа, т. е. дизъюнктивного (или-или) мышления. Между тем пространство значений и смыслов таково, что многие вопросы не имеют однозначного ответа, ответы будут различны в зависимости от контекста (и то и другое). Это конъюнктивное мышление. Причем чем выше уровень образования, тем неоднозначней способы объяснений и интерпретации событий. Любая научная конференция — яркое тому подтверждение: маститые ученые только и спорят о значении тех или иных понятий. Загоняя весь учебный материал в дихотомию «верно — неверно», «правильно — неправильно», а по сути — «угадал — не угадал», мы низводим мышление до примитивного уровня. Особенно от этого страдает высшая школа и гуманитарные факультеты.
7. Общение с компьютером дает нагрузку на зрительный канал восприятия информации, однако у человека есть еще и слуховой и кинестетический (через письмо) каналы. Известно также, что люди сильно различаются по тому, какой сенсорный канал у них является преобладающим: выделяются визуалы, аудиалы и кинестетики. Получается, что мы отдаем предпочтение одним, дискриминируя остальных. Когда-то левшей заставляли писать правой рукой, ничего, кроме невроза, не добиваясь. Сейчас то же самое происходит, когда, например, аудиалов, воспринимающих информацию на слух, принуждают постоянно смотреть в монитор. Традиционный способ обучения, когда дети и слушают учителя, и записывают своей рукой задания, и читают тексты, был и более психологичен, и более демократичен. Все каналы информации были задействованы, и все дети могли учиться в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.
8. Несомненный плюс традиционного образования - развитие речи. Компьютер отучил детей не только писать и слушать, но и говорить. Это уже проявляется в московских вузах, когда студент, зная на экзамене ответ, стесняется говорить вслух. Слишком увлекаясь компьютеризацией, мы лишаем молодежь возможности самовыражения, а это ведет человека к изоляции, делает его одиноким. Мы все помним крылатую фразу из фильма: «Счастье ~ это когда тебя понимают». Неумение словами выразить свои мысли и чувства приводит к непониманию, то есть делает людей несчастными.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование - неизбежный процесс. Именно поэтому его необходимо тщательно изучать с точки зрения тех негативных последствий, которые могут наступить в ближайшей и отдаленной перспективе.
|
|
(Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 61-65)
Приложение 21. Д. В. Симонова, Т. В. Зинченко. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации нового образовательного стандарта
...Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам для тестирования...
Электронные образовательные ресурсы нового поколения (далее ЭОР НП) — это открытые образовательные модульные мультимедиа системы, имеющие высокоинтерактивный, мультимедийнонасыщенный контент. В качестве педагогических инструментов, обеспечивающих инновационность данных ресурсов, могут использоваться интерактив, мультимедиа, моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений объектов и процессов), коммуникативность и производительность... По результатам апробации ЭОР были доработаны и размещены на порталах «Открытый класс» и «Электронные образовательные ресурсы».
ЭОР НИ принято подразделять на информационные, практические и контрольные модули в соответствии с педагогической задачей. Классификация является условной и отражает преобладающую направленность ЭОР...
Информационный модуль ориентирован на получение учеником новой информации, открытие нового для него способа действия, постановку или решение учебной проблемы. Практический модуль преимущественно направлен на уяснение новой информации, освоение открытых способов действия, тренировку, применение изученного материала в контексте новых задач. Наконец, контрольный модуль предполагает проверку освоенности новых способов действия, запоминания и понимания новой информации, умения использовать полученные сведения, правила, предписания и алгоритмы.
|
|
Информационные модули служат для введения новой информации различными путями: 1) пошаговым объяснением нового материала с ответами обучаемого в интерактивных информационно-образовательных ресурсах (ИОР); 2) наблюдением за природными объектами, явлениями, процессами; 3) наблюдением виртуальных экскурсий в природу и естественно-научные музеи; 4) работой с иллюстрациями, текстами; 5) работой с определительными листами, содержащими тексты-описания, тексты-характеристики, видеофрагменты; 6) взаимодействием с интерактивными моделями, схемами; 7) работой со словарными статьями (страница меню «Словарь») и т. д.
Главное назначение практических модулей — формирование умений, осуществление безопасной экспериментальной деятельности по окружающему миру с использованием интерактива, вариатива и моделинга посредством: 1) практикумов с поэтапным выполнением действий и разноуровневыми подсказками (рис. 3); 2) тренажеров; 3) виртуальных лабораторий; 4) игровых и творческих заданий; 5) моделирования отдельных объектов природы, явлений, связей и отношений, существующих в природе; 6) деления изученных природных объектов на группы и пр.
Контрольные модули, как правило, имеют более строго выраженную направленность, выполняя функцию автоматизированной проверки результата выполнения контрольных заданий по некоторым темам предмета «Окружающий мир». При этом обеспечивается возможность быстрого получения обратной связи учителем, родителем или самим учеником (самоконтроль и самооценка). В структуре контрольных модулей из-за простоты реализации широко распространены тестовые задания... Контрольные ЭОР могут быть включены в предмет «Окружающего мира» на этапе контроля и оценки учебных достижений учащихся: при проверке домашнего задания, закреплении и систематизации знаний, проверки и оценки сформированное™ умений в ходе проверочных или самостоятельных работ.