Перед началом уборки приводят в порядок дороги от полей к току и грейдером выравнивают все подъездные пути. За 7—10 дней до начала уборки поля осматривают и выбирают направление и способ движения уборочных агрегатов. Во избежание пожара между загонами пропахивают противопожарные полосы шириной не менее 4 м. Такие же полосы пропахивают между полем и дорогой, а также населенными пунктами и торфяниками. Направление движения уборочных агрегатов на полях с прямостоящим стеблестоем выбирают вдоль направления пахоты, а на полях с полеглыми хлебами — по направлению полеглости или под углом к направлению полегания.
Подготовка полей включает разбивку полей на загоны, устройство поворотных полос, проведение прокосов между загонами и боковых обкосов. Величину загонок рассчитывают на одно-, двухсменную работу агрегата. Ширина поворотной полосы — 6…18 м. Ширину загонки выбирают в зависимости от длины гона: так, при длине гона 400…600 м ширина загонки будет около 100 м, а при длине 1500 м — около 120 м.
Способ движения выбирают с учетом размеров и конфигурации поля. На полях прямоугольной формы с длиной гона более 600 м МТА движутся по часовой стрелке с края загона. На загонах с длиной гона 400…600 м МТА движутся против часовой стрелки с расширением прокоса (как на уборке трав).
На полях с небольшой длиной гона (до 400 м) или неправильной конфигурации используют круговой способ движения.
Прокосы углов участка под 45° и поворотных полос делают перед основной уборкой. Скашивание начинают с прокоса между смежными загонами и последовательно расширяют его. Когда ширина загона станет равной ширине каждой из оставшихся участков, докашивают с обеих сторон первый, а затем второй загон.
В случае, когда необходимо сдваивать валки жатками ЖВН-6, это делают одной (рис. 19.2, а) или двумя (рис. 19.2, б) жатками.
Рис. 19.2.Схемы движения жаток для формирования сдвоенных валков:
а — одной жаткой; б — двумя жатками
Чтобы валок был прямолинейным, линии между загонами размечают вешками высотой до 2,5 м. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы механизатор мог видеть одновременно две вешки (около 200…300 м). В случае использования систем параллельного вождения или координатного земледелия трудоемкую операцию по расстановке вешек проводить не нужно.