Чудеса прикладного искусства

Тема: «Художественная культура Китая». 10 класс

Цель:

1. Познакомить обучающихся с основными особенностями художественной культуры Китая;

2. Дать представление о своеобразном многообразии народа и страны;

3. Раскрыть уникальность и неповторимость китайской культуры.

 

То, что глубоко посадил

Нельзя выдернуть.

То, что крепко обхватил,

Трудно отнять.

Поэтому нельзя положить

Конец ритуальным

Подношениям сыновей и

Внуков своим предкам.

Лао Цзы

Эта страна находится на востоке, она подарила человечеству много изобретений: колесо, порох, бумагу, компас.

В этой стране есть знаменитая «Стена плача». А еще особое отношение к шелкам, чаю, веерам.

 Китай поражает всех нас прежде всего запахами.

Испокон веков жизнь Поднебесной империи, или Серединной земли, была тесно связана с земледелием. И первые мировоззрения китайцев отразились в мифологии этого народа.

Миф о зарождении жизни. (Китай)

В начале не было ничего- ни сущего, ни не сущего. Мир был покрыт мраком. Первым пришло желание. И появилось чистое светлое Небо Шан- ди. А след за ним и Нюйва- мать Земля, богиня с телом змеи. Породила Нюйва других богов. А небесный император Шан-ди создал в центре мира гору Куньлунь. На вершине той горы поселился он сам и стал управлять миром.

Земля же тем временем отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы, к морям потекли реки, полные рыб. Леса и степи переполнились дикими животными. Над лугами парили непуганые птицы. Но не было еще людей, и потому мир оставался незавершенным. Знала это прародительница Нюйва. Хоть и было у нее тело змеи, но лицо было белым, человеческим.

 

История создания китайского государства.

Первое китайское государство возникло во II тысячелетии до н. э.

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая. Горы, высоко вздымающиеся скалы, сады и другие части природы составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим массивом. Есть интересные факты о том, что основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого- большие резные кронштейны, поддерживающие крышу.

Николай Гумилев написал стихотворение посвященное Китаю.

Среди искусственного озера

Поднялся павильон фарфоровый

Тигриною спиною выгнутый,

Мост яшмовый к нему ведет

И в этом павильоне несколько

Друзей, одетых в платья светлые

Из чаш, расписанных драконами,

Пьют подогретое вино

То разговаривают весело,

А то стихи свои записывают,

Заламывая шляпы желтые,

Засучивая рукава.

И ясно видно в чистом озере-

Мост вогнутый. Как месяц яшмовый,

И несколько друзей за чашами,

Повернутых вниз головой…

Писатели и поэты разных стран, покоренные изяществом и культурным богатством Китая, часто описывали в своих произведениях китайскую культуру.

И. А. Гончаров в очерке «Фрегат Паллада» в главе «Шанхай» писал: «По берегу стоят великолепные европейские дома, с колоннадами, балконами, аристократическими подъездами».

 «Дом американского консула…- один из лучших в Шанхае. Кругом него парк, или, вернее, двор с деревьями. Широкая веранда опирается на красивую колоннаду. Летом, должно быть, прохладно, солнце не ударяет в стекла…»

Многоярусность крыш, загнутые вверх края крыш, монументальность и праздничность- вот отличительная черта китайской архитектуры.

Скульптура, музеи.

В чем заключаются особенности китайского зодчества? (искусное, продуманное расположение зданий на фоне природы, умение зодчих найти для них наиболее живописное и естественное место).

Вспомните, для чего была построена Великая Китайская стена? (для защиты от врагов)

Почему стена имеет названия «Стена слез» и «Самое длинное кладбище мира»? (на ее строительстве погибло очень много людей).

Для чего по верху стены проходила дорога? (первоначально это был путь для воинов. После он превращается в торговый Великий шелковый путь).

Почему монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры?      (по грандиозности замысла и величия его воплощения)

Живопись. Рисую сердцем.

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры.

Начиная со средневековья, китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка завершенного деревянными валиками. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.

 

«Хуо-няо»- цветы и птицы- художники работающие в этом жанре изображают прекрасных, часто сказочных птиц среди цветов; жанр «шань-шуй»- переводится как картины гор и вод где горы традиционно олицетворяли мужское начало- «ян», а воды символизировали женское начало-«инь».

Часто картины снабжены пояснительными надписями или стихотворными текстами. Искусство каллиграфии в Китае считается высшей добродетелью, а знание более чем трех с лишним тысяч иероглифов- считается признаком высокой учености человека. Китайская письменность очень сложна, один иероглиф обозначает иногда не одно слово, целое предложение.

 Основной принцип рисования- наблюдать и копировать краски природы. Отсюда в картине всегда есть подтекст, скрытый смысл, который надо понять. Рассмотрите картины китайских художников. (интернет)

Жанр портрета- один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5 века до н. э. и связан с культом предков. Написать портрет для китайского художника- «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете. Это обобщенный образ- символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта.

Сады и парки.

Наряду с тем в отличие от архитектуры жилых зданий и храмов, подчиненных строгим правилам и канонам, сады и парки в Китае представляют собой очень широкое разнообразие. Это сады для созерцания, сады воды, сады камней… Единственным правилом для составления китайского сада служит обязательное использование четырех элементов мироздания- растительности, земли, воды и камня- и при этом, сад должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Традиционный китайский сад ничего не выражает, он символизирует свободу и безмятежность.

Чудеса прикладного искусства.

Особый пласт художественной культуры Китая- это прикладное искусство. В зале скульптуры мы с вами можем увидеть одно из чудес и загадок Китая. Фарфоровые изделия с давних времен привлекают к себе внимание мастеров всего мира. Китайская фарфоровая посуда настолько тонка, что кажется прозрачной, ее сравнивают с яичной скорлупой. При этом посуда, украшенная затейливым, сказочным орнаментом становится просто бесценной. Цари и императоры всего мира считали большой честью иметь у себя сервизы из китайского фарфора. Однако разгадать секрет изготовления китайского фарфора не одному иноземному мастеру не удалось. Китайские мастера очень бережно хранят свой секрет и передают его из поколения, в поколения создавая потрясающие шедевры.

Китайская керамика имеет также как и поэзия и живопись точку перелома в своем развитии. При тайском периоде керамика имеет разнообразную цветовую гамму, точные и тонкие линии и простоту цвета. Использование природных красок свойственно для этого времени. Серо- голубой и серо-зеленые цвета можно часто встретить на китайском блюде или вазе. Мелкие трещины это не дефект мастера, а тонко продуманный шаг. Неровности глазури, засохшие капли облицовки и мелкие трещины по всей поверхности дает ощущение законченности изделию.

Виды танского и сунского прикладного искусства многообразны. В это время выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся птиц, животных и плодов. Мебель, вышивки и ткани этого времени- все предметы художественного ремесла стоят на высоком уровне искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: