Рисунки Альбрехта Дюрера

Творчество Дюрера

 

Сейчас мы изучаем Эпоху Возрождения.

Что же такое Эпоха Возрождения?

Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

А на какие 4 периода делят Эпоху Возрождения?

историю итальянского Возрождения делит на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII—первая половина XIVвека), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV — первые три десятилетия XVI век) и Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

А что же такое Северное Возрождение?

Северное Возрождение - это художественная культура ХV - ХVI вв. европейских стран, севернее Италии, Нидерландов, Германии и Франции.

Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения.

Гумани́зм (— мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения

В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И, если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.

В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

А сейчас мы поближе познакомимся с одним из ярких представителей Северного Возрождения.

 

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер считал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может отвечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера искусства горячо сочувствовали выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер.

Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движение, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее привела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство. Эти драматические события отразились в произведениях многих немецких мастеров первой половины XV столетия.

Объяснение темы урока.

Творчество Дюрера

«Художник, достойный бессмертия» — эти слова о величайшем немецком художнике, живописце и графике, теоретике искусства и ученом Альбрехте Дюрере. Дюрер является основоположником немецкого искусства эпохи раннего Возрождения. Он объединил опыт средневекового готического искусства с приемами нидерландской и итальянской живописи.

Дюрер родился в семье ювелира и первое обучение получил у своего отца. Учёба в по традиции завершилась путешествием во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. В дальнейшем обучался в мастерских немецких, швейцарских и итальянских. Посещение Италии и Нидерландов повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях.

Творчество. Дюрер и Италия

На творчество Дюрера наложил отпечаток сложный период немецкого Возрождения. Оно постоянно проявляется в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты. Его композиции ясны, логичны и точно проработаны. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь.

В небольшой алтарной картине «Поклонение св. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.

В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Он — единственный мастерСеверного Возрождения, который имеет множество интересов: стремиться овладеть законами искусства, разрабатывает совершенные пропорции человеческой фигуры и правила перспективного построения. В этом его можно сопоставить с величайшими мастерами итальянского Возрождения. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер, по готически жёсток и подробен.

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда видами графической техники — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, голов, рук, ног, драпировок. Это предмет изучения - характерные типы — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: