Краткая история экологических идей

АПОО

 «Техникум экономики и предпринимательства»

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

21.0205 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

 

ТАМБОВ 2019

 

 

                                                 

 

 

Печатается по решению редакционного 

                                                       Совета АПОО «ТЭП»                                                                 

        

 

 

Автор-составитель: Неплюева С. В., преподаватель АПОО «ТЭП»

                                                                                      

 

 

Рецензент:                                            

 

 

В учебно-практическом пособии разработан перечень заданий для уроков по курсу «Экологические основы природопользования», рекомендации по их выполнению для студентов экономических специальностей СПО, имеется список источников для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень вопросов для подготовки к зачёту.

Для студентов экономических специальностей СПО очной, заочной и экстернат форм обучения.

 

 

Представленные материалы рассмотрены и одобрены цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин АПОО «ТЭП».

 

© АПОО «Техникум экономики и предпринимательства» г. Тамбов, 2018.

            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….

4

Краткая история экологических идей…………………………………………..

4

Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования…………………………………………………………….

  8

Раздел 1. Природоохранный потенциал

 
1.1 Воздействия человека на природу на разных этапах развития человеческого общества…………………………………………………  
1.2 Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Аспекты и принципы охраны природы………………………………..  
1.3 Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Влияние урбанизации на биосферу………..  
1.4 Определение экологического кризиса, его признаки. Глобальные экологические проблемы……………………………………………….  

Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

 
2.1 Природные ресурсы и их классификация. Основные направления рационального использования природопользования…………………  
2.2 Проблемы использования полезных ископаемых……………………  
2.3 Проблемы использования земельных ресурсов. Проблемы использования и воспроизводства растительного и животного мира. Проблемы загрязнения атмосферы……………………………………  

Раздел 3. Загрязнение среды токсичными и радиоактивными веществами

 
3.1 Источники загрязнения природных ресурсов и их классификация…  
3.2 «Зеленая революция». Значение и экологическая роль удобрений  и пестицидов……………………………………………………………  
3.3 Экологические и техногенные катастрофы века………………………  

Раздел 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

 
4.1 Российское экологическое законодательство…………………………  
4.2 ФЗ «О законе окружающей среды»……………………………………  
4.3 Нормативные акты по рациональному природопользованию………  
4.4 Международные организации в области охраны природы…………  

Определения и понятия основных экологических терминов, необходимых для рассмотрения курса

 

Практикум

 

Вопросы к зачету

 

Введение

Краткая история экологических идей.

Первые ботанико-географические сведения экологического характера связаны с такими очагами древней культуры, как Китай, Египет, Индия. Истоки современной экологии находят в древней Элладе. Уже в трудах Гераклита (530-470 гг. до н. э.), Гиппократа (460-356 гг.до н. э.), Аристотеля (384-322 гг до н. э.), Теофраста Эрезийского (372-287 гг до н. э.), Плиния старшего (23-79 гг. до н. э.) и др. философов содержатся сведения экологического характера. Например, Аристотель описал около 500 известных ему видов животных, рассказал об их поведении: миграции, зимней спячке, строительной деятельности, паразитизме кукушки, способах самозащиты у каракатицы и т.д.

  Его ученик Теофраст Эрезийский - “отец ботаники”, как его часто называют, описывал особенности роста растений в разных условиях среды, зависимость их форм и особенностей роста от почвы и климата.

В эпоху Возрождения появились первые систематики:

Д. Цезалитин (1519-1603), Д. Рей (1627-1705), Ж. Турнефор (1656-1708) в своих трудах приводят сведения экологического характера, в частности, описывают зависимость распространения растений от условий их произрастания.

О зависимости растений от внешних условий хорошо знали уже первые земледельцы 10-15 тыс. лет назад. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми питаются животные, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. Оборот сельскохозяйственных культур на полях и огородах (севооборот) применяли в древнем Египте, древнем Китае и древней Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата.

 Он был не только отцом ботаники. Большое внимание в своих трудах он уделял влиянию внешней среды на живые организмы.

Древний Рим: Плиний старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читайте древних в подлиннике, и вы убедитесь в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы. Новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.

 Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.

Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки - «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. Думаю, что 1866 г. следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз - это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.

Для становления науки экологии в конце XIX - начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.

Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. - год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева - практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Может показаться странным утверждение о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но очень мало задумываемся о том, что этот наш хрупкий дом уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита на Землю, но и от нашего неразумного поведения.     Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

Очень нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Большинству людей не хочется расставаться со старыми отжившими представлениями о себе любимом, о природе. Мы к ним привыкаем - к этим устаревшим представлениям, как к старым стоптанным домашним тапочкам.

Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Я думаю, что все они по-настоящему были счастливыми людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: