Рис. 15. Якорное устройство судна |
Якорное устройство – одно из судовых устройств, назначение которого является удержание судна на месте относительно берега при стоянке его на рейде, в гавани или в открытом море.
Эти механизмы часто называют якорно-швартовными, так как могут использоваться для выбирания швартовных тросов при швартовых операциях.
К ним относятся машины с горизонтальным цепным барабаном (брашпили и якорно-швартовные лебедки) и с вертикальным (шпили). Они приводятся в действие с помощью электрического или электрогидравлического приводов. Наиболее широкое распространение на судах получили якорные механизмы с электроприводами.
В состав якорного устройства входит:
- якорные лебедки (брашпиль и/ или шпиль);
- якоря (становые и кормовой);
- якорные цепи; стопора.
Брашпиль Шпиль Винтовой стопор
Якорь Якорная цепь Привод Глаголь-Гака
|
|
Рис. 16. Элементы якорного устройства |
Якорь – древнейшее устройство, способное удерживать суда на месте. В мире насчитывается более 5000 патентов на это устройство, но принцип его работы остаётся неизменным. Когда якорная цепь натягивается дрейфующим судном и начинает волочиться по дну, якорь, прикреплённый к её концу, двигается за ней, а его лапы постепенно зарываются в грунт, создавая держащую силу.
Рис. 17. Типы якорей, элементы якоря |
Наибольшее распространение на судах получил якорь Холла, изобретённый английский капитаном в 1885 году. Его достоинством является чрезвычайно простая и надёжная конструкция.
Якорная цепь предназначена для крепления судна к якорю, смягчения рывков, передаваемых от судна к якорю. Часть якорной цепи, лежащая на грунте, создаёт дополнительную держащую силу якорю.
Рис. 18. Элементы якорной цепи |
Для контроля длины вытравленной якорной цепи её звенья у смычек окрашивают белой, реже красной краской. Первая смычка – окрашивается одно звено, вторая – два и т.д.