Посадка за инструментом

На начальном этапе обучения

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы. Преимущественно внимание в работе с младшими школьниками уделяется развитию музыкальной грамотности, культуре слышания, качеству туше, эмоциональному опосредованию исполняемой музыки, расширению знания музыки через большое количество изучаемых пьес. Ни в коем случае не отрицая необходимости указанных аспектов обучения, следует обратить внимание на серьезные проблемы в техническом развитии учеников, ставшие широко распространенным явлением в начальном обучении.

Младшие школьники чрезвычайно наделены двигательными способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движении. Поэтому на начальном этапе обучения не только целесообразно, но и необходимо использовать детскую предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать инструментальные, в данном случае – пианистические навыки.

Объяснение же технических приемов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления, физического развития. Естественно, что обучение ребенка не стоит начинать со сложных технических формул из арсенала профессионального пианизма, так как каждая из них сама по себе является сложным двигательным комплексом. В техническом обучении детей необходимо следовать одному из важных дидактических принципов – расчленению сложного явления (действия) на простые, но важные элементы, выстраивая их, в процессе усвоения, по степени возрастающей сложности. Следующим этапом технического воспитания является соединение отдельных навыков (или их элементов) сначала в облегченные, а затем и в сложные комплексы. Он осуществляется на материале как специальных упражнений, так и пьес. Инструктивно-технический репертуар следует подбирать с особой тщательностью и методической направленностью. В этюдах и пьесах должны быть представлены как отдельные технические навыки, так и их последовательность, требующая своевременного переключения внимания, и их сочетание, требующее многопланового внимания. Все это находится в тесной зависимости от задач, стоящих на данном этапе развития техники. Следует особо помнить, что технический навык является усвоенным не после его понимания учеником, а лишь после его двигательной автоматизации. Должна возникнуть «память рук» на определенные движения.

Вначале пианистические навыки, предложенные детям в виде игр, усваиваются чисто двигательно. Однако каждое пианистическое движение создает определенный звуковой эффект. И если вначале правильность пианистических движений корректируется «условиями игры», то после овладения основами данного движения вводится звуковой оценочный критерий: правильность движения дает нужный звуковой результат; погрешности же звучания свидетельствуют о неправильности игровых движений.

Осознанное владение базовыми техническими навыками в детстве с течением времени рождает умение самостоятельно анализировать технические сложности, встречающиеся в работе инструменталиста на любом уровне обучения. Умение расчленить сложный технический комплекс на простые (часто уже знакомые) элементы помогает и зрелому пианисту найти у себя технические ошибки, преодолеть неудобство в исполнении, добиться задуманной звучности.

В данной лекции изложена методика изучения некоторых технических упражнений и игр, формирующих базовые технические навыки. Предлагаемые упражнений рекомендуется для занятий с начинающими и рассчитаны на первый год обучения.

В основе выбора упражнений лежало несколько целей.

Научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом дифференцировано.

Усвоить в упражнениях основные формы пианистических движений, из которых впоследствии формируются сложные технические комплексы.

Выстроить упражнения и пояснить их выполнение таким образом, чтобы они рождали не только зрительные образы движений, но, главное – создавали технические ощущения, без которых невозможна автоматизация навыка.

 

Посадка за инструментом.

1. Количество площади стула, занимаемое исполнителем во время игры.

Пианист  должен занимать 1/3  поверхности стула. Более глубокая посадка больше располагает к отдыху, чем к работе.

2. Высота посадки (высота стула).

Высота посадки зависит от положения локтя по отношению к клавиатуре. Локти должны находиться на уровне клавиатуры, либо чуть выше. Учёные утверждают, что наиболее благоприятна для позвоночника такая посадка, при котороймежду бедром и корпусом образуется прямой угол.

3. Расстояние между клавиатурой и корпусом исполнителя.

Расстояние от корпуса до клавиатуры должно быть таким, при котором вытянутые руки могут коснуться ладонями передней стенки рояля или пианино, при этом корпус должен быть прямым, а руки не должны сгибаться в локтях.

4. Положение ног.

Ноги, стоящие на подставке, должны находиться ближе к педалям и занимать такое положение, при котором носки и пятки – параллельны, при этом ступни внутренней стороной должны касаться друг друга, а корпус должен опираться на нижнюю часть спины.

5. Осанка.

Хорошая осанка связана с положением спины, которая должна быть прямой; плечи не должны быть подняты и напряжены; ощущением центра тяжести в нижней части спины.

6. При игре на инструменте.

 Движение пальца и кисти идет от плеча.  Упор в конце пальца необходим. Палец должен ощутить клавишу до дна. Не следует поднимать пальцы выше уровня кисти, но при этом пальцы должны сохранять активность. Лишний подъём мешает. Чёткость возникает тогда, когда падение и подъём будут разделены.Позиционность у пианиста неизбежна.

Характер и продолжительность упражнения для постановки руки, посадки за фортепиано, координации движений зависят от предварительной подготовки ребенка.

Рис.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: