1. Самостоятельная работа по подбору дополнительной и справочной литературы по теме занятий, по освоению отобранного материала.
2. Получение дополнительной информации по теме занятий из других источников: от общения с людьми разных профессий, от общения друг с другом, подборка газетного и журнального материала, прослушивание музыки, посещение музеев, предприятий и т. д., коллекционирование.
3. Подготовка докладов, рефератов, выступлений, анкет, тестов и проч.
4. Подготовка выставки, всевозможных схем, таблиц, рисунков, ребусов, загадок, кроссвордов и т. д.
5. Подготовка инсценировок, чтений по ролям, заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков из художественной и публицистической литературы.
6. Интервьюирование людей разных профессий, запись интервью на магнитофон; подборка звукозаписей.
7. Подготовка и проведение опыта, эксперимента; комментарий приготовленной наглядности.
8. Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала.
|
|
9. Рецензирование, оппонирование, оценка и самооценка деятельности, вопросы к выступлениям.
10. Содоклад, совыступление, выразительное чтение стихов, подобранного фактического материала, конкретизация отдельных положений лекции, высказывания.
11. Подведение итогов работы на лекции, семинаре, предложения по конструированию следующего занятия.
12. Участие в дискуссии, научном споре, обработка материала по результатам анкетирования, тестирования, выводы и обобщения на основе полученных результатов, предложения и проч.
В современной дидактике насчитывается более тридцати форм обучения
Формы учебно – воспитательного процесса
Основная форма Традиционные формы Сравнительно
новые формы
1 Урок (традиционный, 1 Кружок 1 Лекция
45 – минутный) 2 Факультатив 2 Семинар
Его типы (по Онищуку): 3 Учебная экскурсия 3 Консультация
- урок усвоения новых 4 Научное общество 4 Собеседование
знаний; 5 Общественный смотр знаний 5 Конференция
- урок усвоения новых учащихся
умений и навыков; 6 Трудовая практика 6 Зачёт
- урок комплексного 7 Дополнительные занятия 7 Общественно по-
|
|
применения ЗУН; с учащимися лезный производи
- урок обобщения и систе- тельный труд
матизации ЗУН; 8 Олимпиады, предметные 8 Экзамен (перевод
- урок контроля и коррек- недели ной)
ции ЗУН; 9 Предметные вечера, утренники 9 Интегрированные
- комбинированный. (межпредметные)
2 Урок библиотечный, лекции и семинары
урок внеклассного чтения. 10 Читательские конференции 10 Межвозрастные семинары, 3 Урок у 6 – леток 35-минут 11 тематический учёт знаний лекции,
ный. 12 Домашние задания консультации
4 Урок, сдвоенный у старше- 13 Экзамен (выпускной)
классников.
5 Урок 40-минутный
Деловая игра по выявлению опыта слушателей
1. Экспертная группа (5 человек). Состав: наиболее опытные, творчески работающие учителя. Экспертная группа выбирает лидера.
Задача группы: дать оценку предлагаемому учителями опыту, отобрать наиболее интересный опыт и «наложить» его на разработанную экспертной группой ПАМЯТКУ.
Группы по 7 человек. Лидер – «родоначальник группы».
Задача лидера – родоначальника: организовать обмен опытом в группе по теме, определить наиболее интересный опыт (1 – 3 человека), помочь автору лаконично и целенаправленнно рассказать об опыте.
Если автор опыта не захочет или не сможет этого сделать, родоначальник группы выступает сам, описывая и комментируя опыт.
3. Последовательность работы группы: каждый из семи человек рассказывает о своём опыте или о чужом; родоначальник группы коротко фиксирует опыт по разработанной им самим памятке – схеме; затем лидер организует в группе обсуждение представленного опыта, отбор наиболее интересного и определяет, кто будет раскрывать отобранный опыт перед всеми участниками деловой игры и по какой схеме – плану.
4. Экспертная группа в это время работает над памяткой.
5. Представление отобранного опыта от каждой группы перед всеми участниками игры. От каждой группы выступает 1 – 2 человека (автор опыта или родоначальник группы).
6. Руководитель экспертной группы знакомит слушателей с разработанной ПАМЯТКОЙ с наложенным на неё опытом работы.
7. Доработка ПАМЯТКИ (В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ОБСУЖДЕНИЯ) всеми участниками.
8. Домашнее задание: составить 1 – 2 карточки по теме занятия из опыта своей работы.
Перестройка школьного образования – смещение внимания всех педагогических работников со знаний ученика – на самого ученика (как формирующуюся личность).
Что необходимо делать учителю, чтобы реализовать идею совместного управления учебно – воспитательным процессом? Для этого необходимы:
1. Учёт мнений и возможностей не только педагога, но и школьников, допуск учащихся к подготовке и проведению уроков.
2. Рассредоточение информации (при сообщении новых знаний) между всеми участниками учебно – воспитательного процесса, привлечение профессионалов разных направлений к сообщению новых знаний.
3. Смена методов общения с учащимися: опора на совет, аргументируемое и ненавязчивое убеждение – а не жёсткое, безапелляционное требование – приказ. На первое место в общении ставится сотрудничество, на второе – распорядительство и подчинение.