Мотив 1. Самоутверждение

Воспитание подростка как формирование развитой личности

В современной России государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи. Мы полагаем, что в современных условиях программа воспитания нового поколения должна строиться в соответствии с духом времени и целями развития Российской Федерации. В наше время в обществе отрок естественно представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как на социальную единицу, и в то же время государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными личностями (первоначально — в конкретной подростковой среде, затем — в политике, экономике, науке и других жизненных сферах).

Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла — в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

В этом контексте основополагающее значение имеют:

1. создание условий для развития социально активной личности подростка;

2. формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;

3. развитие чувства личности.

Обозначенные позиции разделяются нами и являются определяющими при разработке программ воспитания личности подростка в условиях временных объединений.

Педагогические и социально-психологические исследования последних лет, очерчивающие все основные уровни и диапазоны личностных ориентаций подростков, выявляют необходимость формирования у отроков готовности к выполнению общественных обязанностей и использованию своих гражданских прав. Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к саморефлексии, усвоивший общественные законы, проявляет гражданское чувство долга и ответственности. Особо важна проблема эффективности межличностного общения в контексте осознания и осуществления своих прав и обязанностей. Важно создавать условия воспитания подростков, формируя у них осознанную позицию гражданина Отечества.

Проблема заключается в том, каким образом содержательно и методически повысить эффективность воспитания личности подростка, содействовать усвоению им законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развить саморефлексию, тем самым реализуя их личностный потенциал в соответствии с достижением общественнополезных целей.

Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

Принципиальное значение при анализе концепций подросткового возраста и условий, содействующих развитию личности подростка, имеют труды классиков педагогики и психологии, работавших в разное время и в разных условиях, исповедовавших подчас существенно отличные мировоззренческие установки, но объединенных профессионализмом и любовью к науке и к детям.

К числу эффективных условий, содействующих воспитанию личности подростка, следует отнести условия временных общественных объединений, где они могут субъективно свободно общаться друг с другом. Концептуальная проработка условий временных общественных объединений является актуальной для современных теорий и методов воспитания, когда перестала существовать единая общегосударственная детская организация.

 

Способы мотивации

Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления.

Д. Макклелланд считал, что именно мать является наиболее значимым человеком, способствующим формированию мотивации. Она подкрепляет желательное поведение поощрениями и устраняет нежелательное при помощи наказания. Именно она провоцирует возникновение у ребенка «аффективного изменения» или «наклона градиента ожидания», следующего за успешным или неуспешным разрешением ситуации достижения

Влияние родительского воспитания на развитие мотивации достижения ребенка должно происходить с учетом воспитательной атмосферы в целом, поскольку одни и те же воспитательные воздействия могут носить противоположный характер в семьях с различными типами родительского отношения.

 Являясь исходной, первой, и, в начале единственной, референтной группой для ребенка, семья продолжает играть важную роль в качестве института социализации на стадии школьного обучения. Референтностъ делает личностно-значимыми для ребенка семейные установки и ценности, обеспечивая их присвоение.

Ученые выделяют следующие виды мотивации:

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: