Понятие о способах получения пластичных смазок

Задание № 6

 по дистанционной форме обучения студентов

                      Группы АТС-317

По дисциплине: «Конструкции и проектирование                автотракторной техники».

На период с 27.04.2020 по 03.05.2020 года.

Изучить материалы лекции

Составить опорный конспект

Ответить на контрольные вопросыю

Ответы представить до 03.05.2020 года

Обратная связь по эл.почте: imefremov@yandex.ru

Тема 6: Пластичные смазки

 

 

              

 

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о способах получения пластичных смазок.

2.Требования, предъявляемые к качеству пластичных смазок.

3.Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок и их влияние на работу агрегатов, механизмов машин.

4. Марки пластичных смазок и их применение на  автомобильной технике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Остриков, В.В. Топливо и смазочные материалы: учебное пособие / В.В.   Остриков, С.А. Нагорнов, И.Д. Гафуров. –Уфа, 2006. – 291 с

 

Дополнительная:

2. Кириченко, Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы [Текст] / Н.Б. Кириченко. – М.: Академия, 2012. – 208 с.

3. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы [Текст] / А.В. Кузнецов. – М.: Колос, 2007. – 199 с., ил.

4. Тихонов, А.А. Эксплуатационные материалы: учебно-методическое пособие / А.А. Тихонов, С.Н. Асланова. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2013. – 100 с.

5. Учебное пособие к проведению лабораторных работ. Лабораторный практикум по эксплуатационным материалам. – Балашиха: ВТУ, 2013.

Нормативная:

6. ГОСТ В 18241-91. Топливо, масла, смазки и специальные жидкости. Номенклатура и порядок назначения.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с жидкими маслами при эксплуатации  автомобильной техники большое применение находят мазеобразные смазочные материалы, называемые пластичными смазками. Основной особенностью пластичных смазок является то, что они совмещают в себе механические свойства твердых и жидких тел.

Основные функции, выполняемые пластичными смазками, те же, что и для жидких масел – уменьшение износа деталей, снижение коэффициента трения и защита металлов от коррозии. Если преобладающее значение имеют две первые функции или даже какая-нибудь одна из них, то смазку принято называть антифрикционной. Смазки, назначение которых преимущественно предохранять металлические изделия от коррозии, называются защитными.

Значительная группа трущихся деталей автомобилей и гусеничных машин (шарниры рулевого управления, рессоры, подшипники ступиц колес, водяного насоса) работают в таких условиях, при которых к ним может проникать влага и пыль.

Для смазки таких сопряжении жидкие масла не пригодны, т.к. они плохо удерживаются на поверхности деталей; заметно ухудшают смазочные свойства при попадании влаги; плохо герметизируют сборочную единицу от проникновения пыли. Поэтому возникает необходимость применять для смазки этих деталей пластичные смазки.

 

 

Понятие о способах получения пластичных смазок.

Большинство смазок содержит в своем составе около 80–90% нефтяных или синтетических масел, в которые для придания им эластичности вводится 10–20% загустителя.

В качестве загустителя наибольшее распространение получили мыла различных металлов (натрия, кальция, лития, алюминия и др.) и извлекаемые из нефти твердые углероды (парафин, церезин и их смеси).

Производство загустителей в недалеком прошлом базировалось исключительно на растительных и частично на животных жирах, что иногда отмечалось в маркировке смазок словом «жировая». В связи с общей тенденцией по сокращению расхода пищевых жиров на технические нужды наша страна раньше других стран освоила в промышленных масштабах окисление парафина с целью получения синтетических жировых кислот.

Одновременно на базе этих кислот была отработана технология производства некоторых смазок, в маркировке которых в отличие от жировых добавляется буква «с», указывающая на то, что содержащееся в данной смазке мыло изготовлено из синтетических кислот.

Вся специфика свойств смазок связана с тем, что загуститель, будучи равномерно распределенным, в жидком масле, образует ажурный кристаллический каркас (структуру), который пронизывает весь объем масла и, сковывая подвижность последнего, сообщает всей системе необходимую пластичность.

Установки, в которых варят смазки, могут быть периодического или непрерывного действия. Чаще всего – это варочные аппараты (котлы), оборудованные мешалкой и паровой рубашкой (для создания определенного температурного режима, рисунок 6.1).

Их оснащают также быстро открывающимися люками, арматурой термоизмерительной и другой контрольно-измерительной аппаратурой. В зависимости от применяемой аппаратуры производство смазок под давлением подразделяется на одноступенчатый, двухступенчатый и трехступенчатый процессы. При одноступенчатом способе все стадии приготовления смазки (дозировка, диспергирование мыла и охлаждения) осуществляются в одном котле. При температуре плюс 1000С варят кальциевые смазки, при плюс 1500С – алюминиевые, при плюс 200...3000С – натриевые и литиевые, при плюс 100–2000С – углеводородные, охлаждение смазок ведут или с резким перепадом температур, или медленно в варочных котлах, либо в специальных аппаратах, так как от режима охлаждения зависят структура мыльного каркаса и качество смазки.

 

 

1 – электродвигатель; 2 – редуктор; 3 – пеногасительная лопасть; 4 – котел; 5 – паровая рубашка; 6 – рамная мешалка; 1 – сырье; II – теплоноситель; III – продукт

 

Рисунок 6.1 – Варочный котел для приготовления пластичных смазок

 

Кроме двух основных компонентов – минерального масла и загустителя в смазках может содержаться – вода до 0,5%, графит до 10% и более, стабилизаторы и другие вещества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: