Семинар 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы (1 час)

Задания на май 2020 года по дисциплине «Конституционное право»

Каждый студент должен выбрать по одной задаче из каждой темы и аргументированно написать их решения. Задания должны быть разобраны все. Чтобы не вышло такого: какое-то задание выбрало десять человек, а какое-то – никто. Просьба их распределить в группе. Итого – 8 задач, т.е., по 4 задачи на каждый день. До решения просьба писать саму задачу. Также просьба писать задачи и решения в документах, которые читает Microsoft Word: doc, docx или rtf. Или на крайний случай, в формате txt. Прошу прощения, но другие форматы не читаются. Документы рекомендуется заливать на облако mail.ru, yandex.ru или другого облака, а потом отписываться в теме занятия, давая ссылку. Ссылку рекомендуется проверять – рабочая ли она. Можно прикреплять файлы к сообщениям, но есть определенный лимит по количеству таких файлов и по их объему, поэтому с файлообменниками проще.

Сроки решений – соответственно до 25 и 26 мая 2020 года включительно. Нерешенное вовремя задание – основание для недопуска к экзамену.

Если будут какие-то проблемы с форумом или облаком, то в виде исключения можно выслать задания на почту corbeau82@mail.ru, только необходимо указывать, что это за студент, группа, дата семинара и прочее.

Задания на 25 мая 2020 года

Семинар 1. Теория Конституции (1 час)

Нормативные источники:

1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 N 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации»

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

10. Определение Верховного Суда РФ от 23.01.1997 N 4-Г96-8 «Об отмене решения Московского областного суда и вынесении нового решения о признании недействительными некоторых статей Закона «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы»»

 

    Задачи:

Задача 1

Ирак, 2003 г. Оккупационные власти и их сторонники предлагают на­селению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 г. Предлагается исклю­чить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ высказывают­ся различные мнения. Одни считают, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Сирии), необходимо установить в Конститу­ции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка — исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и Сунны.

Оцените высказанные доводы. Каковы особенности понимания кон­ституции в различных правовых системах? Как соотносятся конституция и основной закон государства, конституция и конституционализм? Како­вы принципы соотношения конституции и источников религиозных дог­матов? Какое место должна занимать конституция в правовой системе государства?

 

 

Задача 2

Глава Республики Карелия обратился к Законода­тельному Собранию Республики Карелия с требованием разработать и утвер­дить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституцию Республики Карелия. Действующая Конституция, по мнению Главы РК, таковой не может считаться, поскольку она принята в форме обычного зако­на Карельской АССР, тогда как Конституция должна отличаться по форме от иных законодательных актов.

Оцените обоснованность требований прокурора, ответив на следу­ющие вопросы:

Может ли Конституция республики РФ считаться разновидностью закона субъ­екта РФ и почему? Каковы особенности Конституции республики как нормативного акта в части его юридических свойств? Каковы особенности Конституции республики как нор­мативного акта в части порядка принятия? Каковы особенности Конституции республики как нормативного акта в части порядка его обжалования? В чем различия юридических свойств Конституции республики и устава субъекта РФ?

Задача 3

Во время подготовки проекта Конституции РФ в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции РФ мо­гут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях — указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции РФ должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает из­менения конституционного текста даже путем принятия обычных федераль­ных законов, и тем более — указов Президента. Отстаивая свою идею, авто­ры проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть и сверхгиб- кие, поскольку в этом существует практическая потребность.

В окончательном тексте Конституции РФ возможность изменения с по­мощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в ст. 65 Кон­ституции РФ. Тем самым предмет спора сохранился.

Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Ка­ким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая по­зиция в приведенном споре представляется Вам более обоснованной?

 

Задача 4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рас­смотрела заявление гражданки Епифановой о признании недействитель­ным Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражда­нина. Суд сослался на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Кон­ституции РФ при осуществлении правосудия», в котором разъясне­но, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом Постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нор­мативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом пра­воотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате ст. 1 Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» была признана недействующей в части возможности отзыва депутата за не­выполнение депутатских обязанностей или требований Конституции РФ либо закона.

Возможно ли было в данном случае непосредственное применение Консти­туции Верховным Судом РФ? Возникает ли конфликт компетенции Вер­ховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в данном случае? Имеет ли правовое значение то обстоятельство, что оспариваемая норма не применена к заявительнице? Укажите последствия принятия указанного решения Верховного Суда РФ.

Задача 5

В Государственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновремен­но изменения и дополнения в разные статьи гл. 3-8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственной Думы, местного самоуправления и т.д.).

Государственная Дума отказывается рассматривать законопро­ект по тому основанию, что Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» гласит (п. 2 ст. 2): «Одним законом Российской Феде­рации о поправке к Конституции Российской Федерации охваты­ваются взаимосвязанные изменения конституционного текста».

Как вы предлагаете толковать понятие «взаимосвязанные из­менения»?

 

Задача 6

Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции Российской Феде­рации. Совет Федерации направил принятый закон в законодатель­ные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон в срок не позднее года со дня его принятия Советом Федерации. Получилось так, что требуемое большинство — 2/3 субъектов РФ — рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки.

1. Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие тре­буемого большинства одобривших субъектов РФ позволяет раньше подвести итоги?

2. Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в случае, если все без исключения субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока (вариант: рассмотрели все, но одобрили требуемые 2/3 субъектов)?

 

Семинар 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы (1 час)

Нормативные источники:

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

3. Федеральный закон от 23.06.2016 N 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

8. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

11. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

12. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»

13. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»

14. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

15. Закон Республики Карелия от 03.11.2017 № 2169-ЗРК «Об Общественной палате Республики Карелия»

16. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 N 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова»

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2007 N 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в связи с жалобами граждан К.А. Катаняна, Л.В. Ревенко и Д.В. Слободянюка»

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 N 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»

        

    Задачи:

    Задача 1

При подготовке к проведению в 2006 г. в Санкт-Петербурге саммита «G8» органами государственной власти, обеспечивавшими безопасность этого мероприятия, были предприняты ряд мер, связанных с ограничени­ем прав граждан.

За неделю до начала саммита было перекрыто шоссе, проходящее мимо резиденции «Константиновский дворец», где должен был проходить саммит. На период больше двух недель была закрыта для движения судов акватория Невы и Финского залива, на два дня закрыт городской аэро­порт, отменено движение поездов. В апреле руководители большинства государственных учреждений города рекомендовали своим сотрудникам на период саммита уехать из города, а вузам города — перенести сроки вступительных экзаменов. По маршрутам следования участников сам­мита — на крупных проспектах города — было предписано закрыть все магазины и офисы. Все бездомные граждане были вывезены в сосед­ние регионы — за несколько десятков километров. В поселках Стрельна и Петродворец в течение месяца граждане могли попасть домой только предъявив паспорт с отметкой о регистрации. Те, кто снимал жилье по договору найма и не был зарегистрирован, были вынуждены поселиться в гостиницах.

Оцените правовые основания для применения подобных мер, в част­ности положения Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ, с точки зрения конституционных принципов взаимоотношений государства и граждан? Можно ли считать какие-то меры незаконными и требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного в результате применения таких мер?

Задача 2

Гражданин Зелюкин К. Б. обратился в Конституционный Суд РФ с жало­бой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом «О статусе де­путата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Основанием послужил отказ Проко­пьевском федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы ФС РФ Н. А. Останину, избранную по региональной части федерального списка кандидатов в депутаты Госу­дарственной Думы ФС РФ, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы ука­занного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федера­ции установлен свободный, а не императивный мандат.

Оспаривая данное положение в Конституционном Суде РФ, К. Б. Зе- люкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через пред­ставителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвы­борной программой. Государственная Дума РФ и Президент РФ в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соот­ветствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознава­емых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.

Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ)? Государственные органы должны следовать ин­тересам или воле избирателей? Каков должен быть механизм выявления этой воли или этих интересов? Какое решение должен принять Конститу­ционный Суд РФ?

Задача 3

ООО «Водный мир» обратилось к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции РФ и федеральных законов, выразившихся в следующем. По мнению ООО, установленный законом порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответству­ет конституционному принципу свободы экономической деятельности. Также по их мнению установленный порядок лицензирования фактически означает наруше­ние принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государ­ственных предприятий, для которых получение ли­цензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.

В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и под­держки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования от­дельных видов деятельности? Необходимо ли государственным пред­приятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осущест­влять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятель­ность?

 

Задача 4

В государственной внешкольной образовательной организации — Дворце творчества юных Санкт-Петербурга — было организовано из­учение православной религии с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершением паломничеств к святым местам. Комитет по об­разованию на запрос петербургского отделения мусульман России с тре­бованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усмат­ривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт- Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положе­ния об отделении церкви от государства, осуществляется за государ­ственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было от­казано, по тем соображениям, что это будто бы «воинственная религия».

Какое решение должен принять прокурор?

Задача 5

В 2016 г ученица одной из петербургских школ М. Шрайбер обрати­лась в районный суд с требованием признать нарушением конституцион­ных принципов идеологического многообразия и светского государства включение в школьную программу изучения биологии положений теории эволюции Ч. Дарвина. М. Шрайбер полагает, что навязывание в процессе школьного обучения определенных представлений, которые могут проти­воречить религиозным и нравственным убеждениям ребенка и которым он не в силах противостоять, связано с определенной официальной госу­дарственной идеологией — идеологией атеизма.

Определите границу между следованием принципу светского госу­дарства и пропагандой атеизма. Обоснуйте свою позицию по вопросу о перспективах удовлетворения требований М. Шрайбер.

Задача 6

Гражданин Бессеребренников А. Г., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, заключил договор займа с целью получить деньги на покупку оборудования для принадлежащей ему ма­стерской по ремонту обуви. В результате пожара, который произошел в мастерской, все оборудование пришло в негодность, и дальнейшее про­должение предпринимательской деятельности оказалось невозможным. Заимодавец, гражданин Ущученко В. В., обратился в суд с требованием о взыскании суммы займа и процентов по соответствующему договору и, получив судебное решение о взыскании этих денег, инициировал возбуж­дение производства по исполнению решения. В ходе исполнительного производства выяснилось, что для удовлетворения требований взыскате­ля имеется только имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание. Это единствен­ное находящееся в собственности пригодное для проживания жилое по­мещение (квартира), в которой проживают должник и члены его семьи.

С одной стороны, отношения собственности в Российской Федерации должны регламентироваться в соответствии с принципами правового го­сударства, на основе юридического равенства и справедливости, каждо­му гарантируется судебная защита его прав, в том числе права на испол­нение судебного решения.

С другой стороны, Российская Федерация как социальное государ­ство обязано заботиться о благополучии своих граждан, сохраняя им ус­ловия для нормального существования, не допускать умаления достоин­ства личности и не нарушать социально-экономические права граждан.

Подготовьте обоснование жалобы Ущученко В. В. в Конституционный Суд РФ. Как обеспечить баланс прав взыскателя и должника?

 

Задача 7

В 2003 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен про­ект Федерального закона, по которому с 2005 г. должен был осуществить­ся переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспе­чением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования пропорцио­нально внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социаль­ного государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обе­спечительной политике государства, и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: