I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема занятия №50: Знаки препинания в ССП
Цели занятия:
1. Образовательные цели: Обобщение знаний по теме: «Сложносочиненное предложение». Повторение основных разделов лингвистики: орфоэпии, морфемики, лексикологии, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации, текстоведения, совершенствование пунктуационных навыков.
Студент должен знать:
– типы сложных предложений;
–
Студент должен уметь:
– составлять сложные предложения;
– правильно расставлять знаки препинания.
–
2. Развивающие цели:
– развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания по теме, рассуждать и доказывать свои суждения;
– подготовка студентов к созданию собственного текста (сочинение-рассуждение) на основе исходного текста
3. Воспитательные цели:
– способствовать утверждению положительной оценки таких моральных качеств, как толерантность; воспитывать уважение к окружающим; побуждать студентов к накоплению знаний
|
|
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Сделать конспект.
Знаки препинания в ССП
В синтаксис русского языка входят простые и сложные предложения. В простых только одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а в сложных - две и более основы. Чтобы иметь полное представление о том, что такое сложное предложение, нужно различать несколько видов этих предложений. В зависимости от того, как соединены простые предложения в составе сложного, различают следующие виды связи в сложном предложении:
Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.
Шторм уже утих, ветер ослаб.
Как аукнется, так и откликнется.
Мороз был страшный, но яблони выжили.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.
Понятие «сложносочиненное предложение»
Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.
Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.
Сложносочиненные предложения бывают:
с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ | с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО | с разделительными союзами ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ |
Зазвучала музыка, и праздник начался. | Музыка стихла, но праздник продолжался. | То ли музыканты устали, то ли праздник закончился. |
|
|
Синтаксическое значение:
ССП СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
1. соединительно-перечислительные (однородного состава, ПЧ которых соединены союзами И, ДА, Ни...Ни; выражают связь однотипных ситуаций, одновременных\следующих друг за другом; интонация перечисления) - дверь скрипнула, и вошел хозяин.
2. соединительно-отождествительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны между собой союзами ТОЖЕ, ТАКЖЕ и устанавливают сходство между действиями лиц или предметов) - за деревней слышатся взрывы и выстрелы, в городе тоже тревожная обстановка.
3. условно-следственные (неоднородного состава, 1ПЧ указывает на условие действия 2ой ПЧ) - уйди ты раньше, и она бы не заплакала.
4. соединительно-градационные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны градационно 2хместными союзами НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТОБЫ...НО, НЕ ТОЛЬКО...НО И, указывающими на неравноценность 2х событий и характеризуют 2ое из них как обладающее большей степенью значимости для говорящего) - он не столько добр, сколько корыстен.
ССП РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
1. взаимоисключения (неоднородного состава, ПЧ которых соединены союзами ИЛИ, ЛИБО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ и выражают связанность 2х и более равновероятных ситуаций, причем одна из них исключает другую) - Или я сделал что-то не так, или ситуация безвыходна.
2. чередование (неоднородность состава, ПЧ которых связано повторительным союзом ТО...ТО и отражают ситуации, существующие в разных временных планах и следующие друг за другом) - То снег, то дождь.
3. альтернативной мотивации (неоднородность состава, предикатной части которых связаны союзами А ТО, А НЕ ТО, ИЛИ, указывающие на связь 2х альтернативных ситуаций, одна из них оценивается как менее предпочтительная для говорящего) - позвони родителям, а не то будут волноваться.
ССП ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ
1. сопоставительные (неоднородного состава, ПЧ которых связанные союзами А, ЖЕ и сопоставляют различные ситуации, явления) - Вчера было спокойно, а сегодня тревога одолевает меня.
2. противительно-ограничительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзами НО, ДА, ОДНАКО, одна из ПЧ сообщает о ситуации, ограничивающей проявление действия, названного в другой ПЧ) - Все отлично, но нам нужно прекратить общение.
3. противительно-уступительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзами НО, ОДНАКО, ДА и выражают уступительное значение) - дождь кончился, но небо еще хмурое.
4. противительно-возместительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзом ЗАТО и его эквивалентами, 2ая ПЧ компенсирует 1ую ПЧ, как правило отрицательную по своим проявлениям) - он неумен, зато обаятелен.
ССП СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ
События в частях могут сопоставляться или напротив между ними устраняются расхождения.
Ваня решает задачу, а другие ученики не помогают ему – противительные отношения. Ваня решает задачу, а другие помогают ему – сопоставительно отношения.
Это предложение закрытой гибкой структуры, т.е. порядок следующих частей не строго фиксированного, часто в частях этих предложений употребляются антонимы. Паша отдыхает, а я учусь.
Так же как и ССП соединены предложениях названные сосуществующими во времени. Существование полное совпадение, например, Саша рассказывает историю, а мы его слушаем. Саша продолжает рассказывать историю, а мы его уже не слушаем – совпадает частично. Последовательное совпадение. Саша рассказывает историю, а потом я расскажу.
Раньше мы проводили время весело, теперь же скучно. – антонимы.
Употребляются слова одной семантической группы, один модально-временной план.
|
|
ССП ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ
характеризуются наличием союзов А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ и обладают интонацией пояснения, при этом информация распределяется на основную ПЧ и второстепенную ПЧ. - Пришла зима, то есть гололед, снегопад, трескучий мороз.
ССП ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
оформляются посредством союзов ДА, И, ДА И, А, неоднородного состава, в которых сообщаемое во 2ой ПЧ дается как добавочный комментарий, уточнение к 1ой. - я с ним не разговаривала, да и сам он не стремился к разговору.