Знаки препинания в ССП

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема занятия №50: Знаки препинания в ССП

Цели занятия:

 

 

1. Образовательные цели: Обобщение знаний по теме: «Сложносочиненное предложение». Повторение основных разделов лингвистики: орфоэпии, морфемики, лексикологии, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации, текстоведения, совершенствование пунктуационных навыков.

Студент должен знать:

– типы сложных предложений;

Студент должен уметь:

– составлять сложные предложения;

– правильно расставлять знаки препинания.

2. Развивающие цели:

– развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания по теме, рассуждать и доказывать свои суждения;

– подготовка студентов к созданию собственного текста (сочинение-рассуждение) на основе исходного текста                                                       

3. Воспитательные цели:

– способствовать утверждению положительной оценки таких моральных качеств, как толерантность; воспитывать уважение к окружающим; побуждать студентов к накоплению знаний

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Сделать конспект.

Знаки препинания в ССП

 

В синтаксис русского языка входят простые и сложные предложения. В простых только одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а в сложных - две и более основы. Чтобы иметь полное представление о том, что такое сложное предложение, нужно различать несколько видов этих предложений. В зависимости от того, как соединены простые предложения в составе сложного, различают следующие виды связи в сложном предложении:

Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

 

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

 

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

 

Понятие «сложносочиненное предложение»

Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.
Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

 

 

Сложносочиненные предложения бывают:

с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО с разделительными союзами ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ
Зазвучала музыка, и праздник начался.   Музыка стихла, но праздник продолжался. То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

 

Синтаксическое значение:


ССП СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
1. соединительно-перечислительные (однородного состава, ПЧ которых соединены союзами И, ДА, Ни...Ни; выражают связь однотипных ситуаций, одновременных\следующих друг за другом; интонация перечисления) - дверь скрипнула, и вошел хозяин.

 

2. соединительно-отождествительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны между собой союзами ТОЖЕ, ТАКЖЕ и устанавливают сходство между действиями лиц или предметов) - за деревней слышатся взрывы и выстрелы, в городе тоже тревожная обстановка.

 

3. условно-следственные (неоднородного состава, 1ПЧ указывает на условие действия 2ой ПЧ) - уйди ты раньше, и она бы не заплакала.

 

4. соединительно-градационные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны градационно 2хместными союзами НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТОБЫ...НО, НЕ ТОЛЬКО...НО И, указывающими на неравноценность 2х событий и характеризуют 2ое из них как обладающее большей степенью значимости для говорящего) - он не столько добр, сколько корыстен.

ССП РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

 

1. взаимоисключения (неоднородного состава, ПЧ которых соединены союзами ИЛИ, ЛИБО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ и выражают связанность 2х и более равновероятных ситуаций, причем одна из них исключает другую) - Или я сделал что-то не так, или ситуация безвыходна.

 

2. чередование (неоднородность состава, ПЧ которых связано повторительным союзом ТО...ТО и отражают ситуации, существующие в разных временных планах и следующие друг за другом) - То снег, то дождь.
3. альтернативной мотивации (неоднородность состава, предикатной части которых связаны союзами А ТО, А НЕ ТО, ИЛИ, указывающие на связь 2х альтернативных ситуаций, одна из них оценивается как менее предпочтительная для говорящего) - позвони родителям, а не то будут волноваться.

ССП ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

 

1. сопоставительные (неоднородного состава, ПЧ которых связанные союзами А, ЖЕ и сопоставляют различные ситуации, явления) - Вчера было спокойно, а сегодня тревога одолевает меня.

 

2. противительно-ограничительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзами НО, ДА, ОДНАКО, одна из ПЧ сообщает о ситуации, ограничивающей проявление действия, названного в другой ПЧ) - Все отлично, но нам нужно прекратить общение.

 

3. противительно-уступительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзами НО, ОДНАКО, ДА и выражают уступительное значение) - дождь кончился, но небо еще хмурое.

 

4. противительно-возместительные (неоднородного состава, ПЧ которых связаны союзом ЗАТО и его эквивалентами, 2ая ПЧ компенсирует 1ую ПЧ, как правило отрицательную по своим проявлениям) - он неумен, зато обаятелен.

ССП СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ

 

События в частях могут сопоставляться или напротив между ними устраняются расхождения.
Ваня решает задачу, а другие ученики не помогают ему – противительные отношения. Ваня решает задачу, а другие помогают ему – сопоставительно отношения.
Это предложение закрытой гибкой структуры, т.е. порядок следующих частей не строго фиксированного, часто в частях этих предложений употребляются антонимы. Паша отдыхает, а я учусь.
Так же как и ССП соединены предложениях названные сосуществующими во времени. Существование полное совпадение, например, Саша рассказывает историю, а мы его слушаем. Саша продолжает рассказывать историю, а мы его уже не слушаем – совпадает частично. Последовательное совпадение. Саша рассказывает историю, а потом я расскажу.
Раньше мы проводили время весело, теперь же скучно. – антонимы.
Употребляются слова одной семантической группы, один модально-временной план.

ССП ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ

 

характеризуются наличием союзов А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ и обладают интонацией пояснения, при этом информация распределяется на основную ПЧ и второстепенную ПЧ. - Пришла зима, то есть гололед, снегопад, трескучий мороз.

ССП ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

оформляются посредством союзов ДА, И, ДА И, А, неоднородного состава, в которых сообщаемое во 2ой ПЧ дается как добавочный комментарий, уточнение к 1ой. - я с ним не разговаривала, да и сам он не стремился к разговору.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: