Историзм В. Скотта и историзм В. Гюго

Вальтер Скотт. Вальтер Скотт (1771 — 1832), по словам В. Г. Белинского, создал исторический роман. Он родился в Шотландии, в Эдинбурге. Не завершив университетского образования, будущий писатель под руководством отца подготовился к карьере юриста. Получив звание адвоката, Скотт занял прочное положение в обществе.

Потрясение, испытанное от "Песен Оссиана" — мистификации предромантика Дж. Макферсона, основанной на традициях шотландского фольклора, возникающий в Шотландии культ национальной старины подвигли Скотта к созданию баллад, в частности баллады "Иванов вечер" (1800, в переводе В.А.Жуковского 1824 г. — "Замок Смальгольм"), собиранию и публикации народных шотландских баллад ("Песни шотландской границы" в 3 томах, 1802—1803).

Поэмы на сюжеты из средневековой жизни ("Песнь последнего менестреля", 1805; "Мармион", 1808) принесли ему широкую известность. В отличие от лейкистов Скотт не идеализировал средневековье, а напротив, подчеркивал жестокость этого времени, причем предромантическое тяготение к "ужасному" сочеталось в его произведениях с романтическим "местным колоритом".

Уже будучи признанным поэтом, В.Скотт анонимно опубликовал свой первый исторический роман "Уэверли" (1814). Лишь за пять лет до смерти писатель стал подписывать романы своим именем (до 1827 г. они выходили как сочинения "автора "Уэверли""). В 1816 г. "Уэверли" был переведен на французский язык — в эту эпоху основной язык межнационального общения, — и к В. Скотту пришла поистине мировая слава. Среди исторических романов писателя — "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818), "Айвенго" (1820), "Квентин Дорвард" (1823). В России романы Скотта знали уже в 1820-е годы. Отсюда утверждение в русском сознании имени автора в старинной французской форме — Вальтер Скотт (правильнее было бы Уолтер Скотт).

 

Вальтер Скотт утвердил в литературе принцип историзма, заменив исторические сюжеты как "нравственные уроки" на художественное исследование закономерностей исторического процесса, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. А. С. Пушкин еще в 1830 г. прозорливо писал: "Действие В. Скотта ощутительно во всех отраслях ему современной словесности" ("История русского народа: Статья II").

Гюго

Виктор Гюго (1802—1885) — крупнейший французский романтик, вождь французского романтизма, его теоретик.

Детские и юношеские годы. Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 г. в городе Безансон. Отец Гюго при Наполеоне стал генералом. Мать писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой — сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов. В Мадриде, где отец Гюго был губернатором, родители ра-чорвали отношения. Мать Гюго уехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали из Виктора Гюго роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему близко творчество классицистов и романтиков-аристократов. 15 14 лет Гюго пишет в дневнике: "Хочу быть Шатобрианом или никем".

В 1820 г. Гюго, к тому времени написавший немало стихов в традиционной классицистической манере, знакомится со сборником стихов Ламартина "Поэтические раздумья". Под влиянием Ламартина и Шатобриана поэт переходит на позиции, романтизма.

В чем же суть реформы французской поэзии, которую В.Гюго осуществил в 1820-е годы и которая с особой силой проявилась в сборнике "Восточные мотивы" (1829)? В отличие от Ламартина лирическим героем Гюго становится не созерцатель, а деятель (стихотворения "Головы сераля", "Канарис", "Турецкий марш"). Такой герой часто жесток ("Дервиш", "Феодальный замок"), но тогда его ждет возмездие ("Проигранная битва"). Активный герой действует в объективном мире, наполненном движением, не зависящем от человека.

"Собор Парижской Богоматери". В этом романе, вышедшем в 1831 г., Гюго обращается к XV столетию. Сам выбор эпохи важен для раскрытия основной идеи. XV в. во Франции — эпоха перехода от Средних веков к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живой облик этой динамичной эпохи, Гюго ищет и нечто вечное, в чем все эпохи объединяются. Так, на первый план выдвигается образ собора Парижской Богоматери, создававшегося народом веками. Народным началом будет определяться в романе отношение к каждому из действующих лиц.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Цыганка Эсмеральда своим обликом, искусством доставляет наслаждение толпе. Ей чужда набожность, она не отказывается от земных радостей. В этом образе ярче всего сказывается возрождение интереса к человеку, которое станет главной чертой новой эпохи. Эсмеральда неразрывно связана с массами народа. Гюго использует романтический контраст, оттеняя красоту девушки образами представителей низов общества, в обрисовке которых используется гротеск.

Эсмеральде противопоставлен в романе архидьякон собора Клод Фролло. В нем тоже выражена одна из сторон человека Возрождения — индивидуализм. Но в первую очередь это средневековый человек, аскет, презирающий все радости жизни. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, которые он считает постыдными, и посвятить всего себя изучению полного свода человеческих знаний.

Но, вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он страстно полюбил Эсмеральду. Эта любовь носит разрушительный характер. Не в силах ее победить, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Возмездие приходит к архидьякону от его слуги, звонаря собора Квазимодо. В создании этого образа Гюго особенно широко использовал гротеск. Квазимодо — необыкновенный урод. Его лицо, фигура одновременно смешны и страшны. Он похож на химер — фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо — душа собора, этого создания народной фантазии. Урод тоже полюбил красавицу Эсмеральду, но не за красоту, а за доброту. И его душа, пробуждающаяся ото сна, в который ее погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь по своему внешнему облику, Квазимодо ангел в душе.

Финал романа, из которого ясно, что Квазимодо проник в подземелье, куда было брошено тело повешенной Эсмеральды, и там умер, обнимая ее, неожиданно напоминает конец трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Эта параллель не случайна. Так же как у Шекспира, герои гибнут, но эпоха гуманизма, которая оправдает земные человеческие чувства и осудит аскетизм, неумолимо приближается.

Нужно отметить, что Гюго делает попытку показать зависимость внутреннего мира человека от обстоятельств его жизни (очевидно, под влиянием формирующегося реализма). Квазимодо, не желая этого, способствует гибели Эсмеральды. Он защищает ее от толпы, которая хочет не погубить ее, а освободить. Выйдя из низов общества, слившись душою с собором, воплощающим народное начало, Квазимодо долгое время был оторван от людей, служа человеконенавистнику Клоду Фролло. И когда стихийное движение народа докатывается до стен собора, Квазимодо уже не в состоянии разобраться в намерениях толпы и в одиночку сражается с ней.

Гюго разрабатывает тип романтического исторического романа, отличный от романов Вальтера Скотта. Он не стремится к детальной точности; исторические лица (король Людовик XI, поэт Гренгуар и др.) не занимают центрального места в романе. Главная цель Гюго как автора исторического романа— передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для писателя указать на внеисто-рические свойства людей, вечную борьбу добра и зла. В "Соборе Парижской Богоматери" Гюго показывает борьбу человека с "ананке догмы" (от гр. — рок, неумолимая судьба). Но талант писателя позволяет ему создать произведение, значительно более богатое содержанием, чем это вытекает из схематичной, абстрактной, внеисторической идеи, положенной в основу романа. Во многом это расширение замысла связано с введением образа народа, пестрой и многоликой толпы, описанной с поразительным мастерством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: