Культура выступления и отношения к сцене. Поведение на сцене артиста

Дистанционное обучение для 6, 3, 4 группы на 12 мая.

Тема – «Культура выступления и исполнительское творчество».

Именно сегодня, дорогие друзья, 12 мая должна была состояться наша генеральная репетиция отчетного спектакля этого года «Ералаш». Второе полугодие было странным, непонятным, необычным. Спектакль остается только в наших мыслях и мечтах в качестве его подготовки. Каждый год каждой группе перед этим я провожу беседу о поведении актера на сцене. Без этой теории ни один артист на сцену выйти не может. Предлагаю прочесть эту статью об исполнительском творчестве и освежить в памяти основные моменты.

Записей в «Дневник актерских наблюдений» делать не будем. Потому что это, в первую очередь, знания, которые человек показывает на практике. Просто внимательно прочитайте и представьте, что все-таки спектакль состоялся и театральная жизнь продолжается.

 show must go on!!!

Статья «Культура выступления и исполнительское творчество».

Вступление. О театре.

Специфика театра в том, что он, театр, «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества. Для театра же «натура» служит не только материалом, но и сохраняется в своей непосредственной живости. Как отмечал философ Г. Г. Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) имея себя человека-актера как материал, из которого создается художественный образ»

Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы (например, Константина Станиславского или Михаила Чехова), факторов внешнего вмешательства в построение роли (работы партнёров, режиссёра, гримёра и т. д.).

Рабочие инструменты актёра также различаются внешние и внутренние.

  • Внешние (технологические) — грим, костюм, маска.
  • Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.

Культура выступления и отношения к сцене. Поведение на сцене артиста.

Если театр – это храм актерского искусства, то сцена – его алтарь, святая святых, где ежедневно жрецами-актерами совершается главное таинство – воплощение роли. Отношение к сцене со стороны актера не может быть попустительским, а если такое случается, то не прощается ни руководителем, ни группой, ни зрителем, ни самой сценой, которая, по поверьям, непременно найдет способ вернуть должок. Кроме того, именно отношением к сцене можно определить степень преданности актера своему делу. Правила поведения на сцене и за кулисами должны выполняться неукоснительно.

«Оказывается, когда отдаешь себя сцене, то не имеешь права даже плакать». Жорж Санд

Отношению к сцене и культуре поведения на ней актера учат с первого года обучения, еще раньше, чем технике речи и постановке голоса. Строгость и бескомпромиссность в этом вопросе продиктована не только морально-этическими соображениями, ведь неподобающее поведение на сцене может сорвать спектакль, а пренебрежение техникой безопасности – привести к несчастному случаю.

Утвержденное сценическое поведение в разных театрах может отличаться в деталях, но, главным образом, оно делятся на 3 основных типа:

1. Правила безопасности.

2. Дисциплинарные правила.

3. Этика артиста.

Стоит отметить, что правила поведения на сцене для детей практически не отличаются от регламента для взрослых артистов.

Следующие правила нацелены на безопасность самих артистов, занятых в спектакле.

  • Запрещено приносить и оставлять на сцене предметы, не относящиеся к выступлению. На репетициях артисты десятки раз отрабатывали каждую сцену и хорошо знают, где что лежит. Это позволяет им бегать, отыгрывать сценические поединки, выполнять акробатические номера и не бояться споткнуться или удариться о неожиданный предмет.
  • Запрещено самовольно менять реквизит перед спектаклем.
  • Запрещено приносить на сцену или иметь при себе любые потенциально опасные предметы, например, ножницы, ножи, стеклянную тару и прочее подобное, если это не утвержденный реквизит.
  • Запрещено трогать чужой реквизит, нельзя его даже передвигать.

В уважающих себя театрах не бывает недисциплинированных актеров. Они либо не попадают в основной состав труппы, либо не задерживаются в нем.

Нередки случаи, когда артист выходит на сцену, несмотря на страшные жизненные обстоятельства, например, потерю близкого человека или тяжелую болезнь. Многие актеры, например, Андрей Миронов, умерли прямо на сцене.

  • Запрещены любые контакты со зрителем во время спектакля, если только они не являются частью постановки.
  • За 15 минут до начала спектакля артист должен находиться за кулисами одетый и загримированный, его реквизит должен быть собран и подготовлен.
  • Запрещено каким бы то ни было образом отклоняться от принятых на репетициях последовательности действий, текста, мизансцен и прочего. Все правки вносятся в спектакль только на репетициях.
  • Запрещено выяснять личные отношения с другими актерами труппы в ходе репетиций и спектакля. На время театральной игры даже заклятые враги становятся надежными партнерами, доверяют друг другу и несут ответственность один за другого.

Этика артиста хорошо описана в одноименной книге К. С. Станиславского, давно признанной и принятой методическим пособием по театральному этикету для артистов и работников театра. В ней можно подробно прочесть о том, как вести себя на сцене актеру, и другие полезные вещи.

На сцене недопустимо:

  • пользоваться мобильным телефоном или брать его с собой. К тому же, вам гарантирован провал спектакля, если у Ромео в фамильном склепе Капулетти зазвонит айфон;
  • переговариваться с партнерами или зрителями вне действия, а также громко говорить, смеяться, выглядывать из-за кулис, трогать занавес и перемещаться по сцене до своего выхода или после ухода.
  • выходить на сцену со стороны зрителя, как и появляться в партере в костюме и гриме, если это не предусмотрено постановкой.

Актер непрерывно существует в роли с момента выхода из-за кулисы и до момента ухода. Недопустимо выходить на сцену как актер и лишь, потом включаться в характер персонажа. Недопустимо также уходить со сцены как актер, закончивший актерскую игру, а не как персонаж.

Научиться вести себя на сцене можно на занятиях нашего кружка. Однако рассчитывать на ежесекундный результат не нужно – умение вести себя на сцене приходит с опытом.

И не забывайте! Основа актерской этики лежит в усердии, трудах и скромности!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: