Лекция 4. Теоретические основы формирования качества товаров

План:

  1. Свойства и показатели качества товаров.

1.1 Основные понятия в области качества.

1.2 Классификация свойств и показателей качества.

1.3 Номенклатура потребительских свойств и их характеристика.

2. Факторы, влияющие на формирование качества.

 

Согласно ГОСТ ИСО 9000 – 2000 «качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям».

 Качество – это совокупность характеристик товара, обуславливающих его способность удовлетворять текущие и предполагаемые потребности (ГОСТ Р 51303-99).

Качество – совокупность потребительских свойств.

Свойство – это объективная способность товара, проявляющаяся при его создании, хранении и потреблении (эксплуатации). Показатель качества – это количественное или качественное выражение свойств продукции (или товара).

Общая классификация свойств и показателей качества

Свойства                                                     Показатели качества

     


Простые Сложные

                                                                               Наименование Значение

 

                                   Показатели качества

                                                                                            Интегральные

                                                                                                                

Единичные     Комплексные

                                                      Базовые    Определяющие

 

 

                              Значение показателей качества

 


Номинальные                                                                          Относительные        

              Действительные                                       Предельные

                                   Оптимальные

                 Регламентированные

 

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества

Назначение – это способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а так же потребности в их систематизации. Назначение относится к одному из определяющих свойств товаров.

Свойства функционального назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. Свойства этой группы чаще всего удовлетворяют физиологические потребности.

Свойство социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначения в процессе хранения и потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или в течение установленного времени технического обслуживания и ремонта.

Безотказность – способность товаров выполнять свои функции без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.

Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов.

Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока.

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфорта, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Антропометрические свойства – соответствие товаров размерам и форме тела человека.

Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Психологические – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Психолого-физиологические свойства – способность товаров соответствовать психолого-физиологичнским возможностям человека.

Эстетические свойства – способность товара выражать общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности.

Информационная выразительность – способность изделия отражать сложившееся в обществе культурные нормы и эстетические представления.

Целостность композиции – взаимосвязь элементов и формы, единство частей и целого.

Рациональность – выразительность формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению.

Совершенство производственного исполнения – качество изготовления.

Безопасность – особенность товара, которая обуславливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами.

Безопасность является обязательным требованием и должна регламентироваться техническими регламентами. Различают электрическую безопасность, механическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность и др.

Факторы, влияющие на формирование качества:

1. качество исходного сырья материалов;

2. технология изготовления (рецептура, метод, способ изготовления);

3. квалификация персонала.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: