Тема: Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия.
Цель: проверка усвоения полученных знаний в ходе изучения данной темы.
Критерии оценок:
5 баллов – первое задание – тесты – студент ответил правильно на 100-85% вопросов, без исправлений; ответы на вопросы второго задания правильные, полные, изложены логично, последовательно; третье задание – предложение составлено верно.
Работа выполнена грамотно, последовательно и логично.
4 балла – первое задание – тесты – студент ответил правильно на 84-70% вопросов, допускается до 3 исправлений; ответы на вопросы второго задания правильные, не достаточно полные, изложены логично, последовательно; третье задание – предложение составлено верно.
3 балла – первое задание – тесты – студент ответил правильно на 69-50% вопросов, допускается до 6 исправлений; ответы на вопросы второго задания в целом правильные, но недостаточно полные, изложение вопроса не последовательно; третье задание – предложение составлено не совсем верно (допускается 2 ошибки).
|
|
2 балла – первое задание – тесты – студент ответил правильно менее, чем на 50%; ответы на вопросы второго задания не полные, не логичные, не последовательные; третье задание – выполнено не верно; студент списал; если студент писал, но не сдал работу; писал не свой вариант.
Вариант 1
Задание 1. Решить тестовые задания:
1. Последствиями аварии на химически опасных предприятиях могут быть:
а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;
б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;
в) массовые поражения людей, животных и растений.
2. Находясь дома, как вы будете действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии. Выберите из предложенных:
а) включить радиоприемник, телевизор, прослушать информацию;
б) перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату;
в) провести герметизацию жилища (плотно закрыть окна и двери).
3. Пожаро- и взрывоопасный объект – это:
а) предприятие, на котором производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву;
б) объект, создаваемый с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы);
|
|
в) предприятие, на котором производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
4. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) тепловое излучение;
б) осколочные поля;
в) сильная загазованность местности;
г) ударная волна.
5. Ситуации, при которых в значительной степени нарушается нормальное функционирование отдельного человека или небольшой группы людей,относятся к:
а) чрезвычайными;
б) экстремальными;
в) обычными;
г) оптимальными.
6. Найдите среди приведенных ниже названий чрезвычайных ситуаций те, которые являются техногенными:
а) пожар, возникший за счет попадания молнии в стог сена;
б) пожар, возникший за счет искр, разлетающихся при горении костра;
в) пожар, возникший за счет взрыва баллона с природным газом;
г) сильные разрушения домов зданий в результате взрыва газа за счет нарушения целостности трубы газопровода и искрения электропроводки.
7. Химически опасный объект – это:
а) объект народного хозяйства, на котором производят, хранят или используют аварийно-химические опасные вещества;
б) объект, создаваемый с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы);
в) предприятие, на котором производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
8. Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризуется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией. Выберите из названных характеристик определяющее понятие «предел переносимости»:
а) максимальное количество какого-либо химического вещества, воздействие которого на живой организм приводит к смертельному исходу;
б) максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения;
в) наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект; при этом пораженные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют работоспособность.
9. При объявлении эвакуации после аварии на химически-опасном объекте гражданам необходимо взять с собой:
а) хозяйственные принадлежности (стирающие, моющие и чистящие средства, посуду и т.д.);
б) спальные принадлежности;
в) документы (паспорт, свидетельство о рождении детей, мед. полис);
г) продукты питания;
д) туалетные принадлежности (мыло, зубную щетку, зубную пасту и т.п);
е) средства индивидуальной защиты.
10. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
а) «Внимание всем!»;
б) «Внимание! Опасность!»;
в) «Тревога».
11. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
а) очаг химического заражения;
б) территория заражения;
в) зона химического заражения.
12. Сгораемые материалы – это:
а) материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня;
б)материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются;
в) материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
|
|
13. Поражающее действие ударной воздушной волны:
а) величина теплового потока, а как следствие – ожоги, образование различных концентраций ХОВ;
б) летящие осколки;
в) избыточное давление, давление скоростного напора и продолжительность действия.
14. Транспортная авария – это:
а) авария на предприятии, на котором производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву;
б) авария, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных последствий, повреждение или уничтожение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде;
в) авария на предприятии, на котором производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
15. Функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций работает на пяти уровнях. Назовите их:
а) федеральный;
б) региональный;
в) производственный;
г) территориальный;
д) районный;
е) республиканский;
ж) местный;
з) объектный.
Задание 2. Ответить на вопросы:
1. Назовите группы чрезвычайных ситуаций (по масштабу их воздействия), ликвидация которых (кроме других служб и уровней РСЧС) требует обязательного участия, в том числе руководства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
2. Сформулируйте две задачи РСЧС по обеспечению пострадавшего населения в результате ЧС и готовности населения к возникновению ЧС.
3. Расшифруйте аббревиатуру МЧС России.
4. Назовите юридический документ, регулирующий все стороны жизни граждан Российской Федерации, в том числе и сферу безопасности жизнедеятельности.
5. Назовите наиболее важные обязанности граждан Российской Федерации по обеспечению безопасности жизнедеятельности (три примера).
|
|
Задание 3. Вставьте пропущенные слова:
Дополните фразу, подобрав предложенные слова в скобках (военное, защиты, ликвидации, мирное, предупреждении, безопасности):
«Предназначение РСЧС состоит в ____ чрезвычайных ситуаций (ЧС) в ____ и ____ время, а в случае их возникновения - для ____ их последствий, обеспечение ______ населения, ____ окружающей природной среды, уменьшение ущерба, нанесенного народному хозяйству».
3) Тема: Назначение и задачи гражданской обороны (ГО). Руководство ГО, силы и средства. Способы защиты населения от оружия массового поражения. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты при радиоактивном и химическом заражении. (Учебник «Безопасность жизнедеятельности. Авторы Ю.Г, Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян, М., 2003 год, стр. 308-309, стр. 227-235. конспектировать).
Группа №1
1) Тема: Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях и в учреждениях. Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация.
(Учебник «Безопасность жизнедеятельности. Авторы Ю.Г, Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян, М., 2003 год, стр. 261-262, 206-212, конспектировать).
2) Тема: Порядок и правила оказания первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим от несчастного случая на производстве и при чрезвычайной ситуации. (Учебник «Безопасность жизнедеятельности. Авторы Ю.Г, Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян, М., 2003 год, стр. 236-247, конспектировать).
Группа №14
1. Выполнить практическую работу в тетрадях для практических работ, в случае их отсутствия - на листочках. Теоретическая и практическая часть должны быть обязательно законспектированы.