Авторская позиция, средства ее воплощения

«Школа» словно подводит черту под пережитым в годы гражданской войны — годы юности Гайдара и его поколения. Писатель идёт дальше, идёт вперед — вместе со своим народом, со своей эпохой. Он больше не создаст ни одной крупной вещи о прошлом — будет писать о сегодняшнем и завтрашнем дне. Но как весь свой душевный и военный опыт времени гражданской войны Гайдар обратил в будущее, заботливо расставив предупредительные вехи на пути своих читателей, так в годы мирной борьбы за «светлое царство социализма» он ни на час, ни на строку не забывал о прошлом — о том, как враги хотели погубить молодую Советскую страну.

Пока кругом есть недруги, о них надо помнить всегда. Какие бы светлые или драматические события мирной жизни ни изображал Гайдар, почти в каждой вещи проходит образ бронепоезда. То он появляется воспоминанием об эпизодах гражданской войны, то он стоит на путях, готовый ринуться на защиту Родины.

Всю жизнь Гайдар чувствовал себя солдатом. Он в самом прямом смысле приравнял перо к штыку — менял одно на другое, как меняет резцы рабочий у станка. Пером он обтачивал мысль, чувство, волю советских ребят, стремясь придать им совершенную форму. Штыком он их защищал в годы войны.

Новые социальные условия перекинули мост от мечты к действительности: в социалистической стране мечта о счастье реализовалась в борьбу за счастье. Мечта конкретизировалась. Осуществление её стало целью народного труда.

Монистичность мировоззрения советских писателей, осознание ими своей художественной деятельности как формы участия в строительстве коммунизма, иначе говоря, в осуществлении мечты, определили характер романтической струи в нашей литературе, в частности характер романтических элементов в творчестве Гайдара.

Для героя «Школы» в годы гражданской войны «светлое царство социализма» было сперва мечтой, потом целью борьбы. В той или иной форме переход от мечты к реальной борьбе за её осуществление характерен для многих героев повестей Гайдара. В соответствии с этим романтический элемент повестей выражается в пафосе, торжественности некоторых эпизодов или рассуждений, посвящённых обыденной жизни, и в то же время в поэтизации всего, что связано с борьбой: оружия, бронепоездов, трубы, призывающей к бою, или образа всадника, оберегающего границу, или образа смелого барабанщика; выражается поэтизация борьбы и в сильных, преувеличенных эпитетах, определениях, о которых упоминалось выше, в стиле высказываний Владика («Военная тайна») о верности родине.

Читателю какого возраста адресовано, педагогическое значение.

Произведения Гайдара, адресованные детской аудитории, входили в курс школьной программы. Едва завершив изучения Букваря, советский первоклассник уже знакомился с Чуком и Геком, с красноармейцем Крюковым, с Ниной Корноуховой из рассказа «Совесть». К классу шестому ребята уже имели практически полное представление обо всех детских произведениях Гайдара от «Голубой чашки» до «Школы» и от «Дыма в лесу» до «Тимура и его команды»… При этом, нельзя сказать, что Гайдара было излишне много. Его было ровно столько, сколько требовалось, ведь воспитательное значение его книг для подрастающего поколения просто невозможно переоценить.
В произведениях Аркадия Петровича на первый план выходят примеры искренней дружбы, взаимовыручки, бесстрашия и бескорыстности. Не в последнюю очередь поднимает автор в своих книгах и тему семейных ценностей. Всё это Гайдару отлично знакомо, ведь огромное участие в его воспитании оказали его же родители Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна. С малых лет Аркадия при-учали к самостоятельности, и уже чуть ли не с трёх лет он всерьёз заботился о маленькой сестрёнке. Именно родители привили будущему писателю любовь к чтению, к творчеству. И, конечно, вся эта семейная атмосфера доброжелательности и взаимного участия не могла не повлиять на светлые художественные образы в его произведениях.
Уроки, посвященные изучению «Школы», должны помочь учащимся осмыслить путь становления человека, понять, как формировался характер и складывались взгляды подростка Бориса Горикова. Для шестиклассника эта работа новая. Подростки обычно мечтают о геройском поступке, ребятам дороги такие герои, как Ленька в «Сыне артиллериста», как Тимур, как Метелица, они стремятся подражать им.

Уроки, посвященные изучению «Школы», должны помочь учащимся осмыслить путь становления человека, понять, как формировался характер и складывались взгляды подростка Бориса Горикова. Для шестиклассника эта работа новая. Подростки обычно мечтают о геройском поступке, ребятам дороги такие герои, как Ленька в «Сыне артиллериста», как Тимур, как Метелица, они стремятся подражать им.

В повести «Школа» они смогут проследить возможные ступени становления характера, которые проходил их ровесник — герой повести. Отметим при этом, как формирование взглядов героя способствовало целенаправленному становлению его характера. При этом мы получаем возможность говорить не просто о смелости, а о революционной смелости, т. е. рассматривать определенные качества в их единстве со взглядами, жизненными позициями.

 

Воздействие повести может быть усилено тем, что именно на этом этапе изучения А. П. Гайдара можно говорить о творчестве писателя. Поэтому программное произведение может предстать как этап творчества и в то же время как автобиографическое произведение о самых дорогих его памяти годах. Проблема «Человек и революция» в ее политическом, этическом,
педагогическом, эстетическом аспектах может быть решена в процессе изучения повести и краткого обобщения материалов всего творчества.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: