Ни один из процессов создания, преобразования или транспортирования продукции не может происходить без управления. На первых порах производственными процессами полностью управлял сам человек. По мере усложнения процессов требовалось более сложное управление и возможности человека становились ограничивающим фактором. Были разработаны способы измерения параметров процессов (температуры, давления, расхода и других величин) и соответствующие устройства — датчики, а также исполнительные механизмы, оказывающие необходимое воздействие на процесс.
Датчики и исполнительные механизмы — два главных элемента системы управления. Но есть еще один очень важный фактор, без которого управление неосуществимо, — это решение. Измеренное значение температуры или давления не может быть непосредственно использовано для приведения в движение исполнительного механизма. Однако его можно использовать для проведения анализа, на основании которого принимается решение и осуществляется управляющее воздействие.
|
|
Пока не было вычислительных устройств, величину управляющего воздействия выбирал сам оператор. Опыт помогал ему определять, например, насколько надо изменить положение вентиля, когда измеряемый параметр достигает уровня, при котором становится необходимым воздействие на процесс. Он считывал с приборов результаты измерений, производил приближенные вы-
10
числения, принимал решение и оказывал управляющее воздействие.
Однако по мере усложнения процессов даже самый квалифицированный оператор перестал справляться с задачами управления. Был разработан аналоговый регулятор, который самостоятельно осуществлял непрерывное регулирование одного параметра. Но при большом числе параметров в одном процессе требовалось много регуляторов, которые не могли взаимодействовать между собой и вести себя как единое целое. По-прежнему оператор должен был принимать решения по управлению всем процессом, даже если регуляторы обеспечивали хорошее регулирование своих параметров.
Задача существенно облегчалась, если каждая операция технологического процесса оставалась неизменной в течение длительного времени, например при массовом производстве одних и тех же изделий.
Уже на рубеже 30 —40-х гг. XX в. в России появились автоматические линии для обработки деталей подшипников, а в конце 40-х гг. XX в. у нас впервые в мировой практике было создано комплексное производство поршней для тракторных двигателей с автоматизацией всех процессов — от загрузки сырья до упаковки готовой продукции.
Появление электронных вычислительных машин (ЭВМ) позволило рассматривать технологический процесс не как набор независимых операций, а как единое целое. АСУ на базе ЭВМ ведут весь процесс в оптимальном режиме, выполняют пуск и останов технологического оборудования, контролируют его состояние и предотвращают перегрузки, обеспечивают отработку аварийных ситуаций, ведут учет и анализ протекания процесса; они легко перестраиваются при необходимости на выпуск другой продукции.
|
|
Современные промышленные объекты представляют собой совокупность взаимосвязанных многорежимных управляемых подсистем, объединенных общей системой управления с центральной ЭВМ. Производственные процессы осуществляются на автоматических линиях гибкими производственными модулями на базе минимизированных вариантов ЭВМ — микропроцессоров и мик-роЭВМ. Гибкими их называют потому, что они способны быстро перестраиваться с производства одних изделий на производство других, что позволяет постоянно модифицировать производство, расширять ассортимент и повышать качество продукции. Вспомогательные операции и часть основных операций выполняются промышленными роботами. Все это оборудование совместно с автоматическими системами транспортирования, проектирования и подготовки производства образует гибкое автоматизированное производство.
11
Контрольные вопросы
1. Что изучает кибернетика?
2. Чем занимается автоматика?
3. Какие процессы называются технологическими?
4. Что такое автоматизация?
5. В чем заключается автоматизация технологических процессов?
6. Что такое АСУ ТП?
7. В чем отличие автоматизированной системы управления от автоматической?
8. Человек в автоматизированной системе управления — это хорошо или плохо?
9. Какие виды автоматических систем вы знаете?
10. Перечислите главные элементы системы управления.
11. Какова роль вычислительного устройства в системе управления?
12. Дайте характеристику гибкого автоматизированного производства.
ГЛАВА 2 АЛГОРИТМЫ
Автоматизация производства позволяет освободить человека от непосредственного участия в производственных процессах, переложив их выполнение на плечи технических средств. Но для того чтобы «научить» их выполнению какой-либо работы, человеку надо сначала тщательно изучить эту работу самому, осознать цель работы — что именно должно получиться в результате ее выполнения, представить себе до мелочей каждое действие, понять, от каких условий и как оно зависит, и подробно описать порядок выполнения действий.
Современные технические средства во многом превосходят человека — они могут выполнять различные действия быстрее и точнее, создавать большие усилия, работать без устали, не совершая ошибок продолжительное время. Но каждое действие, даже самое простое (например, вернуться в исходное положение), они могут выполнить только по команде человека.
Следовательно, автоматизацию любого процесса надо начинать с подробного перечня действий, из которых состоит процесс. Такой перечень составляется и записывается по определенным правилам, которые и будут рассмотрены в этой главе.
Понятие алгоритма
Каждый из нас ежедневно совершает множество действий, не задумываясь о том, как именно мы их совершаем. Мы делаем покупки, пользуемся общественным транспортом, ходим в кино, готовим еду и т.д.
Мы действуем автоматически и обычно получаем именно тот результат, к которому стремились.
Пример 1. Предположим, что вы проголодались и хотите съесть бутерброд. Что вам для этого нужно сделать?
Сначала вам придется заглянуть в хлебницу и холодильник, чтобы взять там хлеб и масло. Вы не будете намазывать масло на хлеб прямо в холодильнике — значит, вам надо будет отнести продукты на стол. Затем вы возьмете нож и отрежете кусок хлеба
|
|
13и немного масла. Потом вы намажете масло на хлеб и получите готовый бутерброд. Последовательность ваших действий: /. Открыть мебницу.
2. Взять хлеб.
3. Закрыть хлебницу.
4. Положить хлеб на стол.
5. Открыть холодильник.
6. Взять масло.
7. Закрыть холодильник.
8. Положить масло на стол.
9. Взять нож.
10. Отрезать кусок хлеба.
11. Отрезать немного масла.
12. Намазать масло на хлеб.
13. Положить нож на место.
14. Съесть бутерброд.
Изготовление бутерброда — ваша цель. Для ее достижения вы совершаете несколько действий, причем в строго определенной последовательности. Вы не сможете взять масло, не открыв холодильник, или отрезать кусок хлеба, не достав хлеб из хлебницы. Попробуйте пропустить хотя бы одно действие или перепутать порядок действий — вы или сильно осложните продвижение к цели, или вообще останетесь без бутерброда.
Пример 2. Вы получили домашнее задание — решить задачу по математике.
Сначала вам придется найти задачу в учебнике, потом записать условие задачи, подобрать нужную формулу, заменить в ней буквы на числа из условия и выполнить вычисления. Последовательность ваших действий:
/. Подойти к столу.
2. Взять учебник.
3. Найти в учебнике заданную задачу.
4. Записать условие задачи.
5. Подобрать нужную формулу.
6. Внести в формулу данные из условия.
7. Произвести вычисления.
8. Записать ответ.
Вы не можете записать условие задачи, если вы не нашли задачу в учебнике. Вы не можете выполнить вычисления, если вы еще не подобрали нужную формулу. Указанная выше последовательность действий должна быть соблюдена очень строго, только тогда она приведет вас к поставленной цели — решению задачи. Любые изменения в этой последовательности лишат вас возможности достичь намеченной цели.
|
|
Алгоритм — это последовательность действий, ведущих к достижению цели.
14
Когда вы рассказываете кому-нибудь, как отремонтировать велосипед, сварить суп или подготовиться к рыбалке, вы сообщаете последовательность действий, которые при точном их выполнении приведут к желанной цели.
Если в этой последовательности есть сложное действие (например, снять колесо велосипеда), то вы в зависимости от опыта вашего собеседника можете или назвать это действие целиком, или разбить его на ряд более простых действий (ослабить левую гайку, затем ослабить правую гайку и т.д.). При составлении алгоритмов сложные действия часто разбиваются на более простые, вплоть до самых элементарных. Например, в примере 2 действие 2. Взять учебник можно описать следующим образом:
/. Протянуть руку к учебнику.
2. Взять учебник.
3. Поднести учебник к себе.
Можно это же действие описать еще подробнее:
1. Протянуть руку к учебнику.
2. Обхватить учебник пальцами.
3. Сжать пальцы.
4. Поднять руку с учебником над столом.
5. Поднести учебник к себе.
Человеку такая подробная инструкция может показаться смешной, но именно такие действия должен выполнить робот, чтобы перенести какой-либо предмет.
Подробная детализация позволяет самое сложное действие представить как совокупность более простых действий, а выполнение самых простых действий можно поручить машине — это прямой путь к автоматизации.
Слово «машина» используется здесь в самом широком смысле — как техническое средство, способное выполнять за человека огромное количество самых разных действий. Причем машины могут выполнять не только чисто физические действия — перемещать что-то в пространстве или обрабатывать с помощью инструментов, но и анализировать, вычислять, оценивать, принимать решения и т.д.
Все эти способности машинам дает человек. Машины в отличие от человека не обладают разумом, поэтому они способны выполнять только элементарные действия, точно соответствующие полученным командам. Если для человека алгоритм — это последовательность действий, то для машины — это последовательность команд, которые ей предстоит распознать и выполнить для достижения цели.
Распознать команду машина сможет только в том случае, если эта команда однозначна и ее различные толкования невозможны. Поэтому для машины каждая команда должна быть записана особо — на понятном машине языке.
15
ся программой.
2.2. Виды алгоритмов 2.2.1. Линейные алгоритмы
Алгоритмы, рассмотренные ранее, являются самыми простыми. Они описывают последовательность действий, которые выполняются в том же порядке, в котором записаны, — последовательно, одно за другим. Предполагается, что для выполнения этих действий все подготовлено и в ходе их выполнения вопросов или неожиданных ситуаций не возникнет, т.е. хлеб уже лежит в хлебнице, масло — в холодильнике, учебник — на столе, а от вас требуется только выполнить описанные в алгоритме действия в заданной последовательности.
Алгоритмы, в которых все действия выполняются последовательно, одно за другим, называются линейными алгоритмами.