Священники, храмы, богослужения

 

Священники не стригут на голове волосы и не бреют бороды. Санов пять. Первый называется архиерей, его можно назвать дайсодзё. Есть один в Москве, Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Тобольске и Новгороде. В карету запрягается по шесть лошадей, живут в собору (это тёкугандзи).

Второй называется арихэрэимандору (архимандрит), можно назвать содзё. Третий называется проттопопу (протопоп), можно назвать содзу. Оба ездят на четверке лошадей. Четвертый называется попу (поп). От него и выше разрешается совершать службу при похоронах и бракосочетаниях. Пятый называется яконо (дьякон), то есть хэйсо. Оба ездят на паре лошадей. От дьякона до протопопа, разрешается есть мясо и жениться, а архимандрит и выше – праведные монахи.

Архимандрит и все нижестоящие священники получают сан от архиереев. При получении сана трижды кланяется в ноги архиерею. Архиереи назначаются непосредственно императором. Облачение священников из сукна, бархата, шелкового люстрина и т. п. длиной во весь рост, рукава широкие, от пояса и ниже много складок; очень походит на облачение наших монахов. Немецкие священники все ходят в черной одежде. Все остальные носят цветное облачение вроде парчовой ризы. У архиереев на плечах золотые вензеля "Е", носят ордена. Ордена висят на груди на золотой цепи, надеваемой на шею. С правого бока висит что‑то в форме ромба, а в руке жезл костылем, его называют косо (посох). На голове клобук, украшенный бриллиантами. Все это им жалует император.

Из священников никто не ест мяса птиц и животных, но от рыбы не отказываются, а миряне даже во время поста едят рыбу.

Храмы строятся из камня или кирпича, вокруг них делается железная ограда высотой в 5‑6 сяку, толщиной в 1 сун, с резным узором, по краям отделанным золотом. Конечно, всюду, за исключением соборов, отделка производится латунью. Основание кладется из камня высотой больше трех сяку. Спереди и сзади возводятся ворота; особых ворот, вроде даймон или саммон не делают. Обычно главное помещение храма и колокольня стоят рядом, нижний этаж у них общий; здесь делается вход и навешиваются створки, получаются ворота. Церкви гораздо выше домов простых людей и строятся так, что постепенно суживаются кверху. Крыши круглые вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр, чтобы там жили голуби. Нижний этаж приспособлен для жилья зимой, в нем есть очаг, а дымоход устроен в крыше нижнего этажа. С сентября до мая образа переносят на первый этаж, а с мая до сентября – на второй.

Главная святыня это образ Иисуса, распятого на кресте, а также много священных книг. В немецких храмах главной святыни нет, а висит картина с изображением треугольника в облаках.

Внутри главного здания храма есть перегородка вроде железных перил, отделяющая внутреннее святилище, вырезан сквозной узор с позолотой. Внутрь святилища могут входить только члены семьи местных губернаторов или местных начальников; женщины стоят слева, мужчины – справа, все же остальные находятся за перегородкой. Справа и слева от святилища устроены возвышения вроде лож, и на них толпится много послушников. Когда архиерей, становясь перед буддами, взывает и читает священную книгу, то послушники вторят ему. Их голоса такие чистые и свежие, что воистину очищают душу.

Сначала архиерей берет подсвечник с двенадцатью свечами и поднимает его перед иконостасом, потом обращается в сторону послушников, стоящих на возвышении, и трижды как бы машет, после чего машет в сторону молящихся. Прихожане в это время молятся и делают низкие поклоны. Затем берет кадильницу, висящую на серебряной цепочке, и машет ей в сторону послушников и в сторону молящихся. Во время службы даже императрица не садится на стул, а изволит слушать молитву стоя.

На немецких богослужениях женщины находятся в центре храма, а мужчины вокруг. Все сидят на стульях, держат молитвенники и читают их в один голос со священником. Прислуживающий священник исполняет мелодию на скрипке или органе. Эта музыка достойна всяческой похвалы.

Еще там есть голландские, французские и прочие храмы, – все они немного отличаются. В Петербурге есть также и китайский храм, он небольшой, деревянный; это храм секты чань. Монах в нем не живет, туда только изредка ходят китайские переводчики и другие китайцы читать священные книги и молиться.

В столице все дома стоят так тесно один к другому, что земли мало, и поэтому кладбища находятся не у храмов, а на окраине столицы. Правда, в захолустных местах, а также в горных монастырях кладбища расположены возле церквей, а в некоторых местах хоронят на кладбищах, имеющихся при отдельных домах. Могильную плиту кладут плашмя, головой на север, и на внешней стороне вырезают надпись. У благородных людей бывают и стоячие, как у нас. В верхней части памятника вырезается фамильный герб, а под ним текст.

В Нагасаки, у храма Госиндзи на горе Инаса, есть могила голландского капитана Жюля Копа; могильный камень около шести сяку лежит плашмя, а над ним сделана кровля от дождя. В верхней части плиты изображен герб, а внизу вырезаны чин и имя. Написано, что родился 5 марта 1737 г. в Дортмунде, Остфрисланд, умер 27 июля 1777 г. на корабле "Хойсдеспэки" на 26°58' северной широты в возрасте 42 лет 2 месяцев и 21 дня. По‑видимому, русские надгробные памятники в основном такие же.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: