Вступительное слово учителя как составляющее процесса слушания музыки.(3 доклад) Аскерова А

Подготовка школьников к эмоциональному восприятию: музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений.

Процесс восприятия музыкальных произведений должен опираться на имеющийся опыт детей. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Музыкально-педагогический анализ проводится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с учетом уровня их музыкального развития.Важно подчеркнуть, что анализ произведения может быть со­ответственно более и менее глубоким, но обязательно верным. Дети должны получить точные сведения, хотя подчас и неполные, не исчерпывающие то или иное понятие, но никак не искаженные. Учителю следует помнить об опасности упрощения, подмены собственно-музыкальных сведений бытовыми, житейскими примерами, далекими от музыки. Учитель, чтобы формировать у учащихся навыки восприятия музыки, должен быть достаточно подготовлен в следующих областях:

1) музыкально-теоретической - знать особенности, музыкального искусства, закономерности связей элементов внутренней структуры, музыкально-выразительных средств, историю музыки, характерные черты творчества изучаемых композиторов и т. п.;

2) психофизиологической -. знать возрастные особенности и возможности учащихся разных классов, индивидуальные различия, характер восприятия;

3) методико-педагогической - знать пути, методы, последовательность, ведущие к наиболее оптимальным условиям протекания процесса восприятия музыкального произведения и его анализа.

Способность восприятия музыки формируется не сразу.

Исполнение музыкальных произведений следует сопрвождать  рассказом. Для того чтобы исполнение было понятно учащимся, стимулировало возникновение образных ассоциаций, способствовало логическому омыслению прослушанного, необходимо подвести их к активному слушанию, научиь жить в музыке. Выполнению этой задачи и служит словесный коментарий, построенный с учетом возможностей восприятия и музыкальной подготовленности школьников определенного класс.

Слово учителя должно быть эмоциоальным, в нем должно выражаться его стремление привить детям любовь к музыке, желание научить их понимать ее. Речь учителя на уроке нельзя запрограммировать и «втиснуть» в определенные рамки, ее невозможно выстроить раз и навсегда. Это всегда живое слово, возникающее в атмосфере творческого содружества учителя и класса. Каждый класс – особенная, неповторимая аудитория, а каждый урок – новая педагогическая ситуация. Ограниченность времени ставит перед учителем задачу говорить кратко, точно, просто, понятно, но обязательно эмоционально, ярко.

Как бы хорошо не владел учитель словом, материал для рассказа и объяснения должен тщательно им подготавливаться. Здесь нужно привлечь весь опыт общения с детьми определенного возраста, проработать педагогическую и музыальную (историко-теоретическую) литературу, соответствующую теме данного урока. Полезно также провести всесторонний анализ произведений, которые будут прослушиваться на уроке, чтобы всегда быть готовым не только ответить на любые вопросы учащихся, но и воспитывать у них способность более глубокого подхода к пониманию музыки.

Художественный анализ произведения помогает учителю создать на занятиях атмосферу погружения в мир музыки, способствующую пониманию настроения произведения и композиторского замысла. При таком анализе внимение детей должно обращаться на основные в данном произведении музыкальные образы, выраженные в определенной интонации, мотиве, фразе, на главную драматургическую линию развития художественного образа, контрасность эпизодов и смену настроений, на то, каким выразительными средствами компазитор создает определенный колорит звучания, и многое другое. Такой анализ не должен превращаться в некоего подобия программы произведения, в придумывание конкретного содержания на каждый эпизод или фрагмент звучащей музыки. Цель его – будить творческую фантазию детей. Помочь им создать мир образных ассоциаций. Воспитать правильное отношение к слушанию музыки. Учить размышлять.

Дар словесного общения со школьной аудиторией – качество, которое необходими развивать постоянно. Чтобы уметь говорить о сложном просто. Уметь ярко. Артистично охаракреризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно иллюстрировать свои мысли музыкальными примерами, учитель должен систематически повышать уровень своих знаний и профессиональное мастерство. Воспитывать культуру речи и артистизм.

 Пример«Актриса».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: