Век. Москва – столица. 1551 г. - Иван Грозный

      В XV в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества. Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Величественная, стройная башня – храм и сегодня возвышается на берегу Москвы – реки, откуда открывается красивейшая панорама города:

- Собор Василия Блаженного — главный храм Москвы. 1 октября 1555 года Иван Грозный «повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат». Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объема семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов.

         XVI столетие первоначально сохраняло достижения эпохи Предвозрождения, но постепенно облик художественной культуры стал меняться. Огромное влияние на ее развитие оказала идея «Москва — третий Рим», ставшая мощной идеологической опорой Московского царства. Эта идея, выдвинутая в 1524 г. старцем Псковско-Печерского монастыря Филофеем, как нельзя более соответствовала горделивым дерзаниям правителей молодого государства. В «Послании на звездочетцев» Филофей утверждал, что «Первый Рим» и «Второй Рим» (столица Византии - Константинополь) пали жертвой ересей. Им на смену пришла Москва — «Третий Рим», православный центр мира: «Два убо Рима падоши, а третий стоит, а четвертому не быти».

В иконописи того времени успешно развивался символико-аллегорический жанр, который должен был воспитывать прихожан на конкретных образах, словно позаимствованных из самой жизни. Таковы иконы «Премудрость созда себе дом», «Благословенно воинство Небесного царя» («Церковь воинствующая») и др.

 

Итог урока.

Выводы о русском региональном искусстве:

- Четырехстолпная основа храма, крестово –купольный тип храма, символичное число куполов, внутренняя отделка – фрески и иконы – своеобразный русский стиль писания, строгость и простота, внушительность

- Но, несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости храмы княжеств различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделкой.

 

 В течение XV и XVI вв. художественная культура Московского царства обрела черты зрелой самобытности, развиваясь в русле

единого стиля. В ней было много нового, однако незыблемыми остались и традиционные устои «мистического реализма», храмовый канон с его строгими предписаниями. Искусство этих столетий стало заключительным этапом в сооружении мощного средневекового здания древнерусской культуры, что созидалась многими поколениями зодчих, распевщиков, иконописцев, писателей. Впереди уже брезжил XVII в.

Рефлексия. Анализ работы.

Задание:

1. Почему «Москва не сразу строилась»? Вспомните многовековую историю строительства нашей столицы. Расскажите о храмах Кремля. Какие русские и итальянские традиции здесь воплотились?

2. Охарактеризуйте художественную культуру ВладимироСуздальского княжества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: