Упражнения (игры) по коррекции трудностей в обучении.
1. Упражнение, направленное на увеличение объема и уровня распределения внимания.
Упражнение, направленное на увеличение объема внимания.
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
2) Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв,
например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…
3) Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
|
|
Я бегу
Дай мне
Дым идет ….
Упражнение на увеличение уровня распределения внимания.
- Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
- Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.
2. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.
Упражнение: «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».
«Закройте глаза и вообразите следующие картины:
· Осиное гнездо
· Осиное гнездо у вашей двери
· Осиное гнездо у вашей кровати
· Старик на скамейке
· Старик на скамейке на солнце
· Плачущий старик на скамейке на солнце
· Острый нож
· Острый нож, режущий мясо
· Острый нож, режущий вам палец
· Птичка, клюющая корм в саду
· Птичка, купающаяся в луже
· Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки
Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».
Упражнение: «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Учитель говорит детям: «Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок». Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
|
|
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
1) Грузовик Гнев
2) Веселая игра Дерево Наказание
3) Умная кошка Мальчик-трус Капризный ребенок Хорошая погода Интересная сказка
Серия № 2
1) Весёлый праздник темный лес Отчаяние Смелость Глухая старуха
Серия № 3
1) Сомнение Сила воли Успех Скорость Справедливость
2) Радость Болезнь
3) Быстрый человек Печаль Теплый ветер
4) Зависть
5) День
6) Страх
7) Сильный характер
8) Хороший товарищ
2-й этап – представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
3. Упражнения на осознанное восприятие
Упражнение: «Осознание визуального материала».
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.