Методические рекомендации

 

Учебно-педагогический и воспитательный процесс направлены на последовательное и поступенное формирование способностей, развитие мышления, приобретение обучающимися знаний и навыков коллективной деятельности. Не изучив психологические особенности коллективного обучения, методику работы с оркестром, невозможно получить эффективный результат. Моделирование определенных творческих ситуаций, программирование на успех, сотворчество способствуют повышению качества обучения.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим направлениям: выбор репертуара на учебный год, аранжировка и инструментовка выбранных произведений, изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, репетиций, концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану, в котором указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего исполнительскому уровню оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Оркестр народных инструментов, в отличие от других, комплектуется не только инструментами, которые осваивают учащиеся на уроках по специальности, но и такими, на которых играют только в творческом коллективе. Например, - домровый или балалаечный контрабас, басовая, альтовая или теноровая домра, балалайка-секунда и т.д. В связи с этим, дополнительной задачей руководителя становится овладение учеником этим инструментом в объеме, необходимом для полноценного участия в оркестре.

В репертуарной политике приоритетным является отбор и внедрение в педагогическую практику сочинений, которые могут эффективно способствовать художественно-образному усвоению новых средств выразительности. Необходимо обращаться к произведениям отечественной и мировой музыкальной классики различных жанров и форм, обработкам народных мелодий.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Среди практических методов оркестровой работы следует обратить внимание на разучивание партий отдельными группами оркестра, где должны быть обсуждены требования по темпу, выбору штрихов, динамике. Следующим этапом оркестровой работы является сочетание групп, воспитание в оркестрантах чувства ансамбля. Создание единого звучания коллектива требует от руководителя умения проведения целостного анализа музыкального произведения.

Оркестровая игра воспитывает коллективное чувство темпа и ритма, не дает свободы темповых и ритмических отклонений, требует определенной стабильности, воспитания чувства коллективного исполнения.

Важной технической задачей является отработка у оркестрантов ощущения строя, стремления к постоянному контролю над точностью интонирования. Постоянный контроль, требовательность к чистоте строя со стороны дирижера, воспитывает у учащихся стремление к интонационной точности.

Большое внимание следует уделять развитию у учащихся навыков чтения нот с листа, выстраивая работу «от простого – к сложному». Важно помнить, что количество прорабатываемых музыкальных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре, характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора учащихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

Особое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, служит благородной цели популяризации народных инструментов и музыки для оркестров народных инструментов, является стимулом заинтересованности и привлечения учащихся к обучению в учреждениях дополнительного образования.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: