Эффективная аргументация в аудитории различного типа

 

Тип аудитории Способ аргументации Располож. главного тезиса Располож. главного аргу-мента Эмоциональность/рациональность Кол-во рассматр. вопросов Темп речи Опора на наглядность
Молодежная              
Среднего возраста              
Старшего возраста              
Доброжелательная              
Критич.настроенн              
Подготовленная              
Не подготовленная              
Образованная              
Малообразованная              
Гуманитарная              
Техническая              
Заинтересованная              
Нейтральная              
Враждебная              

Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды аудиторий вы знаете?

2. Перечислите виды выступлений в зависимости от типа и размера аудитории.

3. Что такое фактор адресата в речевом воздействии?

4. Назовите основные преимущества устной речи перед письменной.

5. Охарактеризуйте коррекции публичного выступления в зависимости от национальной и секулярной особенностей аудитории.

6. Что такое «реальная» и «конкретная» аудитории?

7. Перечислите общие критерии оценки выступления.

 

 

                                                       Список литературы

Основная:

1 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

2 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

3 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

4 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

5 Голуб И. Б., Неклюдов В. Д.. Русская риторика и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Логос,2011. -328с. - 978-5-98704-603-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84998

6 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

7 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

8 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

 

Дополнительная:

1 Иссерс О. С.. Речевое воздействие: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2009. -113с. - 978-5-9765-0766-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83443

2 Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н.. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2009. -512с. - 978-5-8291-1153-3 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210265

3 Крым И. А.. Основы общения и культуры речи: учебное пособие [Электронный ресурс] / Кемерово:Кемеровский государственный университет,2010. -118с. - 978-5-8353-1086-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232680

4 Кузнецов И. Н.. Деловое общение: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -528с. - 978-5-394-01739-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230

5 Мальханова И. А.. Деловое общение: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2008. -247с. - 978-5-8291-0969-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220476

6 Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483

7 Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113

8 Филиппова О. А.. Обучение эмоциональному речевому воздействию: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2012. -142с. - 9785976512306 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114481

9 Хазагеров Г. Г.. Убеждающая речь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2010. -70с. - 978-5-9275-0758-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241099

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий представляет собой собрание глосс, или непонятных слов и выражений, с их толкованиями. При изучении новой учебной дисциплины возникает необходимость смыслового освоения научного аппарата этой дисциплины. Научный аппарат – это совокупность справочного и комментирующего материала, без которого невозможно освоить теоретическую базу изучаемого курса. Важнейшей составляющей научного аппарата является терминология науки. Именно специфическая терминология в первую очередь является показателем овладения новой научной дисциплиной.

Глоссарий по курсу "Деловая риторика" включает в себя набор слов-терминов и терминологических сочетаний, которые систематически употребляются в научных трудах, лекциях, учебниках, учебно-методических пособиях по риторике.

Все термины представлены в алфавитном порядке (составные термины включаются в список по первому слову словосочетания). Если термин имеет параллельное языковое выражение (синоним), оно приводится рядом в скобках. Сразу после заголовочного слова (словосочетания) в словарной статье даётся определение термина и характеристика стоящего за ним явления. Если термин носит родовой характер, в словарной статье приводится и выделяется шрифтовым способом классификация соответствующих видовых понятий. Речевые иллюстрации включаются в описательный текст (выделяются в нём с помощью курсива). В конце

словарной статьи, при необходимости, даются сведения культурно-исторического характера, делаются замечания о терминологических сложностях.

Для того чтобы чётко осознать место данного термина в составе терминологической группы, его родо-видовые связи указываются в дополнении к словарной статье под специальным знаком.

Таким образом, данный глоссарий представляет собой профилированный словарь-справочник, который предназначен для использования в различных учебных ситуациях: при осмыслении прослушанных лекций, выполнении лабораторных и контрольных работ, подготовке к семинарским занятиям и к зачёту по риторике. Содержательный состав глоссария соответствует предложенной в данном учебно-методическом комплексе программе и методическим указаниям по курсу "Деловая риторика" для студентов по специальности СПО 100401 «Туризм».

 

АНА́ФОРА (единоначатие) – одна из фигур речи, основанная на параллелизме: повтор начального слова или начальной группы слов в соотносительных фрагментах текста: стихотворных строках, прозаических фразах, абзацах и др.: Забуду дни любви и славы, Забуду молодость мою (А.Ахматова); Разве он умер? Разве он не живой среди нас? Разве он нам не более друг, чем наши друзья? (Д.Мережковский). При более широком понимании А. считают любой начальный повтор, тогда в зависимости от типа повторяемого элемента различается А. ф о н е т и ч е с к а я (звуковая): Шуршали шелесты струистого стекла (М.Волошин), л е к с и ч е с к а я (словесная): Цирк сияет, словно щит, Цирк на пальцах верещит, Цирк на дудке завывает, Душу в душу ударяет! (Н.Заболоцкий), с и н т а к с и ч е с к а я, основанная на повторении одной и той же грамматической позиции или конструкции: Пойми, пойми, ты одинок, Как сладки тайны холода… Взгляни,

взгляни в холодный ток, где всё навеки молодо. (А.Блок

). Основной разновидностью является лексическая А., она, как правило, совмещается с синтаксической: Мы не меняемся совсем. Мы те же, что и в детстве раннем (Д.Самойлов). А. выделяет повторяющийся элемент в эмоционально-экспрессивном отношении и способствует созданию эффекта постепенного нагнетания смысла. С помощью А. может осуществляться логическое деление текста, устанавливаться логическая связь содержательных фрагментов текста, в том числе крупных (разделов, глав). Таким образом, А. применяется и как поэтический оборот речи, и

как средство логических операций в тексте, она встречается во всех функциональных стилях речи (меньше других – в разговорном). Фонетическая А. характерна только для поэтической речи.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: фигура речи. Сопоставительное понятие: эпифора.

АНТИТЕ́ЗА – одна из фигур речи: стилистический прием усиления выразительности за счет резкого противопоставления, контраста понятий или образов: Я столько раз хотела жить И столько – умереть (М.Цветаева); И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови (М.Лермонтов).

При построении А. используются языковые антонимы или создаются речевые антонимические отношения: Два равных мира есть, две равные стихии: Мир дня и ночи, мир безумства и ума (В.Брюсов). Обычно А. реализуется в предложении или более крупной части текста, этим данный прием отличается от оксюморона (см.), который также содержит в себе контраст, но реализуется в словосочетании.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: фигура речи. Сопоставительное видовое понятие: оксюморон.

АРГУМЕ́НТ – довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса). В качестве такого довода выступает истинное логическое суждение или бесспорный проверенный факт. Аргументом может также служить авторитетное мнение,

раскрытие причин и следствий утверждаемой мысли, описание чувств по поводу данной мысли и др. А. необходимы для убеждения адресата.

А. делятся на два типа: 1) «к существу дела»: наблюдения, свидетельские показания, документы, статистические сведения, рассуждения (умозаключения); с помощью таких доводов осуществляется логическое воздействие на адресата; 2) «к человеку»: отсылка к мнению влиятельных людей, похвала адресату, возбуждение чувств публики и др.; такими доводами ритор добивается, в первую очередь,

эмоционального воздействия на адресата.

Совокупность аргументов, а также процесс обоснования с помощью А. называется а р г у м е н т а ц и е й. Общая цель аргументации – привлечь адресата на свою сторону в решении определённого вопроса, обсуждении определённой проблемы

ВСТУПЛЕ́НИЕ (введение) – начальная композиционная часть монологического текста, связанная и с ситуацией общения, и с содержанием данного речевого произведения. Кроме того, В. должно ясно показать, в какой эмоциональной тональности будет развиваться взаимодействие автора данного текста с его адресатом. Общие задачи В. – установить надёжный контакт с адресатом, привлечь внимание к теме текста, заинтересовать, ввести в курс дела. Набор и степень важности задач зависит от требований функционального стиля и жанра. В письменных собственно научных текстах преобладают логические задачи, во всех жанрах устной речи (в том числе деловой и научной) на первый план выдвигаются психологические задачи установления нужной атмосферы общения, привлечения внимания слушателей.

Типовые содержательные элементы В.: этикетные формулы обращения, приветствия, выражения радости; вступительные замечания личного сближающего характера (вызывающие улыбку, содержащие похвалу аудитории, раскрывающие личные особенности ритора); вопрос или сообщение, захватывающие внимание;

цитата, подходящая по теме; пример, подходящий по теме; изложение повода и причины выступления; изложение цели выступления; сообщение темы; предварительная формулировка основной мысли; изложение предыстории вопроса; замечания о значении темы для слушателей и ритора; пояснения по теме (в случае трудностей для слушателя); краткий обзор главных разделов темы; обзорное преподнесение основных проблем, о которых пойдёт речь; описание последовательности изложения. Отбор и сочетание названных компонентов зависит от характера темы, адресованности, обстановки общения, цели автора

(информировать, убеждать, агитировать, развлекать слушателей), наконец, от его индивидуальных особенностей.

По объему В. не должно быть большим. В норме оно вместе с заключением составляет около 1/8 общего объёма выступления.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: композиционная часть текста. Сопоставительные понятия: основная часть, заключение.

 

ГИПЕ́РБОЛА – приём выразительности: намеренное чрезмерное преувеличение свойств предмета речи (размеров, возможностей, значения, интенсивности проявления и др.) с целью произвести сильное эмоциональное впечатление. Обычно это образное выражение, в таком случае Г. относят к тропам (см. троп). Явление действительности предстаёт за счёт Г. грандиозным, исключительным, нередко невероятным: От Урала до Дуная, До большой реки, Колыхаясь и сверкая, Движутся полки (М.Лермонтов). Г. характерна для народного словесного творчества: сказок, загадок, пословиц, она широко используется в разговорной речи (убийственная новость, помирать со смеху, тысяча извинений, подарков – вагон и маленькая тележка), в

художественных произведениях и публицистике:

Г. является необходимым художественным приёмом в жанре оды, используется в хвалебных речах, в тостах.

􀀀 Сопоставительное понятие (противоположное): мейозис.

 

ГРАДА́ЦИЯ – одна из фигур речи (см.): организация выразительности за счёт нагнетения или ослабления общего признака в однородном смысловом ряду компонентов (слов, словосочетаний, высказываний). Число компонентов Г. – не менее трёх, соединение компонентов – бессоюзное или многосоюзное. Г. создаёт

эмоционально-экспрессивное впечатление даже в том случае, когда её компоненты не имеют выраженной эмоциональной окраски.

Г. используется в художественной речи, важна для оратора.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: фигура речи.

 

ДЕБА́ТЫ – разновидность спора (см.) по какому-либо серьезному вопросу. Термин Д. обычно используется для обозначения споров, возникающих при обсуждении общественно значимой проблемы. Иногда термин Д. равнозначен термину прения, указывающему на публичное обсуждение доклада, отчёта и т.п.

Термин Д. может использоваться как синоним термина дискуссия (см.). Таким образом, строго однозначного определения термин Д. в русской речевой практике не имеет. В настоящее время термин Д. приобрёл актуальность как родовое название игровой формы обучения публичной дискуссионной деятельности. Учебная игра “Дебаты”, разработанная в опоре на практику американских школ и университетов, позволяет учиться технике ведения спора по правилам, а вместе с этим – навыкам речевого взаимодействия в демократическом обществе.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: спор. Сопоставительные понятия: дискуссия, диспут, свара.

 

ДЕЛОВАЯ РИТО́РИКА – частная риторика (см.), изучающая закономерности и правила принятого речевого поведения и умелого текстообразования в сфере делового общения. Д.р. выявляет общие закономерности делового общения, а также разрабатывает риторику деловых жанров, в числе которых доклад, деловая переписка, телефонный деловой разговор, деловая беседа, переговоры и др.

В силу значимости для данного стиля письменной речи, Д.р. пересекается с документоведением.

 

ДИАЛО́Г – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (речь нескольких лиц можно также называть п о л и л о г о м); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Д. в целом – это обмен репликами-высказываниями, тесно связанными между собой и создающими общее для партнёров речевое произведение. Поскольку Д. процессуален и тесно связан с ситуацией общения, развивается в ситуации, к нему применимо понятие диалогический дискурс. По типу отношений между участниками общения Д. делятся на к о о п е р а т и в н ы е (говорящие имеют общие цели и/или стремятся к психологическому единству, по Ломоносову, это “согласные разговоры”) и к о н ф л и к т н ы е (говорящие не совпадают по своим целям и/или разъединены психологически, по Ломоносову, – “прекословные разговоры”).

Д. сформировался прежде всего в устной разговорной речи, в нём играют важную роль ситуация, общий опыт речевых партнёров, а также их жесты, мимика, интонация. При изучении Д. учитывается влияние всех неречевых факторов, поскольку ими в значительной мере определяется качество словесного выражения.

Главная языковая особенность разговорного Д. – минимализм: всё, что можно не выражать словами, поскольку есть опора на перечисленные выше компоненты, опускается. В результате в разговорном Д. много коротких высказываний, в числе которых неполные предложения, междометные конструкции, слова-предложения. В более широком понимании Д. (диалогичность) – является свойством всякого речевого общения во всех сферах жизни: диалогично общение в целом, речь всегда обращена к кому-то, текст всегда имеет адресата. Таким образом, признаками Д. должно обладать любое речевое произведение: и научная дискуссия, и деловой доклад, и политическое выступление.

Минимальная структурно-содержательная единица естественного Д. – реплика: отдельное высказывание говорящего, формально отграниченное высказываниями других участников Д.

􀀀 Сопоставительное понятие: монолог.

 

ДИСКУ́ССИЯ – наиболее сложная и богатая разновидность спора (см.): спор на определенную тему и по определенным правилам, нацеленный на проверку обсуждаемой мысли с точки зрения её истинности, достоверности, правомерности или решение сложной проблемы, сопоставление разных точек зрения по

выдвинутой проблеме с целью её выяснения и решения. Д. – это спор-исследование, способ познания действительности. Участники Д. обязаны придерживаться избранной темы и основного вопроса обсуждения, который формулируется вначале.

На протяжении всей Д. этот вопрос (основной тезис Д.), а также пункт разногласия сторон должны находиться в поле зрения участников и оставаться неизменными.

Кроме того, в Д. существует регламент: каждый участник высказывается в очередь с другими, имеет равные с ними права на объём высказывания (в официальных дискуссиях, например, научных или деловых, объём выступлений планируется заранее и доводится до сведения всех участников встречи).

Противоречия и связанное с ними интеллектуальное единоборство характерны для всякого спора. Д. – такое единоборство, в котором люди должны убеждать друг друга, приводя аргументы в защиту своей точки зрения и против чужой точки зрения. Д. требует также быстрой реакции на выступление партнёра, умения

соотнести его точку зрения с собственной, заметить его логические ошибки и противодействовать уловкам (см.), если они допущены. Средства, которые используются в Д., должны быть корректными (в идеале) или, по крайней мере, должны признаваться всеми участниками.

Трудно сказать, насколько Д. приближают к истине или действительному решению проблем, но они определённо способствуют более глубокому её пониманию, выяснению своей и чужой позиции, обнаруживают возможность или невозможность согласия сторон, интеллектуально развивают человека и обучают его наиболее сложным формам демократического общения.

Д. может происходить при непосредственном устном общении (на собрании, заседании, в дружеской компании, в личной беседе), а также в печати.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: спор. Сопоставительные понятия: дебаты, диспут, полемика, свара.

 

ДИСПОЗИ́ЦИЯ – вторая часть классического канона риторики (см.); то же, что расположение (см.).

 

ДИ́СПУТ – разновидность спора (см.), близкая к дискуссии (см.). Д. отличается от дискуссии обязательным публичным характером и обязательной общественной значимостью темы. Д. не связан так жёстко, как дискуссия, противоположностью точек зрения, во время Д. обычно высказываются самые разные мнения по обсуждаемой теме, в результате чего создаётся целый спектр взглядов на предмет обсуждения. Д., как и дискуссия, не требует практических выводов, определенного однозначного решения проблемы.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: спор. Сопоставительные понятия: дискуссия, дебаты, полемика, свара.

 

ДО́ВОД – то же, что аргумент (см.): соображение, суждение, факт, приводимый в доказательство чего-либо.

 

ЖЕ́СТЫ – различные телодвижения, особенно движения рук, в качестве средства общения. Жестикуляция относится к невербальным (несловесным) способам передачи информации. Жест может быть самостоятельной информационной единицей (например, утвердительный кивок головой), но чаще с

помощью жестов дополняется словесный ряд.

Телесные движения человека обусловлены его душевными переживаниями: и то, и другое управляется одними и теми же нервными центрами. По этой причине Ж. прежде всего отражают эмоциональное состояние говорящего в момент речи. Ж. связаны также с логическим содержанием речевого общения и ситуацией. Телесное двигательное поведение во время речевого общения должно соотноситься с содержанием речи, ситуацией и поведением речевого партнёра. Хороший жест – это естественное свободное движение, не слишком напряжённое и не слишком длительное.

Информативной значимостью обладают общая степень подвижности тела, особенно степень подвижности плечевого пояса, положение головы, стойка ног, общее направление и темп движений, размах движений и устанавливаемая физическая дистанция при непосредственном общении, наконец, жесты рук, движения кистей рук и пальцев.

В зависимости от характера передаваемой информации различаются Ж. р и т м и ч е с к и е, они информируют адресата об организации текста – логических ударениях, границах фрагментов (покачивать головой, двигать ребром ладони сверху вниз), э м о ц и о н а л ь н ы е – свидетельствуют о чувствах говорящего (всплеснуть руками, прижать руку к груди, обхватить руками голову, постучать косточками пальцев по лбу), у к а з а т е л ь н ы е – выделяют какое-либо пространство или направление в пространстве (кивок головы, движение руки, указательного пальца в нужном направлении), и з о б р а з и т е л ь н ы е –

представляют собой подражание реальности (имитация игры на клавишном или другом музыкальном инструменте, изображение кругового движения, движения вверх или вниз, большого или маленького предмета), с и м в о л и ч е с к и е – имеют условное содержание, понятное в данном речевом коллективе (в

общерусской практике: кивок головой как знак согласия, покачивание из стороны в сторону – знак несогласия, пожимание плечами – знак сомнения, нерешительности; указательный палец, прижатый к губам – просьба о молчании). На Ж. распространяется представление о культурных предписаниях. Ж. бывают этикетные и неэтикетные – грубоватые, развязные, неуважительные. Например, не полагается показывать пальцем на человека, грубы жесты «покрутить пальцем у виска», и «показать кулак», вульгарен жест «щёлкнуть пальцами по горлу».

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: кинесика. Сопоставительное понятие: мимика.

 

ЗАКЛЮЧЕ́НИЕ – конечная композиционная часть монологического текста. Основная задача З. – ещё раз прояснить поставленную автором цель, обобщить всё сказанное, подвести логический итог выступления. Новой логической информации З. содержать не должно, за исключением той, что намечает перспективу, касаясь продолжения разработки темы, возможного дальнейшего развития событий и др.

Кроме того, выступающий продолжает и заканчивает здесь свое общение с адресатом, в З. он создаёт определённое настроение, которое должно перекликаться с эмоциональной тональностью вступления, усиливать её и соответствовать общему замыслу автора и ситуации общения. Обязанность ритора в устном публичном общении – внушать адресату оптимизм, содействовать его активности и бодрости.

Типовые содержательные элементы З.: краткое повторение основных положений; иллюстрация, которая согласуется с основной мыслью сделанного выступления; замечания по поводу важности, серьёзности, увлекательности рассмотренной темы; формулировка дальнейших задач для себя и своего адресата; призыв; приглашение к обсуждению или спору; юмористическая концовка; прощание. Отбор и сочетание элементов подчиняется тем же правилам, что во вступлении (см.), добавляется лишь требование логической и психологической согласованности этих частей, образующих композиционную рамку текста.

З. должно быть кратким, доходчивым, энергичным. Оно больше всего запоминается слушателю. В З. нежелательны извинения за неудачное выступление, неоправданные шутки, затёртые выражения. Вступление и З. (композиционная рамка) требуют тщательной общей разработки.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: композиция. Сопоставительные понятия: вступление, основная часть.

 

ЗА́МЫСЕЛ – намерение автора, определяющее общее направление его речевых действий, их мотивированное движение к определенной цели. Содержание речевого общения, композиция текста, его языковая форма – всё, в конечном счете, определяется З. автора, его мотивом и пониманием цели будущего текста, отбором средств, пригодных для её достижения.

З. возникает как психологическое явление – коммуникативное намерение, т.е. неопределённое желание, продиктованное мотивом автора, затем З. проходит стадию осознания (целеполагания), далее следуют стадии планирования,

разработки, речевого оформления. Текст является речевой реализацией авторского замысла.

 

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ – фрагмент содержательно сложного текста-рассуждения, построенный в виде конкретно-образного описания или повествования. Используется в таком тексте для подтверждения основной мысли (тезиса целого текста) или тезиса доказательства (аргумента). Иллюстрировать логические

положения особенно важно для правильной организации устного публичного общения: И. дают адресату возможность отдохнуть от логического напряжения, поскольку рассчитаны на другой тип восприятия – эмоционально-образный, они замедляют развитие рассуждения, образно дублируя мысль, что также облегчает положение адресата, наконец, они способствуют богатству и выразительности текста, что связано с эффектом эстетического воздействия.

 

ИМИДЖ – образ лица, организации, вещи, осознанно создаваемый с целью достижения социального успеха, влиятельности в обществе. Выстраивается с позиций психологического воздействия на людей.

И. личности создаётся, в частности, речью самого человека: соответствием применяемых им языковых средств, приёмов, речевого поведения в целом той общей идее, которая цементирует задуманный образ (рачительного хозяина, интеллектуала, патриота, человека с твёрдой рукой, защитника слабых и т.д.). И. не

должен противоречить подлинному интеллектуальному и психологическому облику человека (расхождение будет замечено и сведёт на нет воздействие на аудиторию), он должен, в норме, усилить значимые для социального успеха черты и сгладить, затушевать то, что способно вызвать отрицательную реакцию или разочарование аудитории.

Планомерная разработка И., характерная для западной культуры, в последние десятилетия распространяется и в современной русской политике, государственном строительстве (особенно во время предвыборных кампаний), в шоу-бизнесе и деловой практике в целом. В русской культуре И. пока до некоторой степени

противопоставляется естественному о б р а з у: образ создаётся в массовом сознании естественным порядком – как результат дел и слов социально значимой личности; в то же время И. ставится под сомнение как нечто искусственное, поддельное. Тем не менее, многие политические, государственные, общественные деятели уже сейчас признают необходимой разработку И. и занимаются ею.

 

ИНВЕРСИЯ (обратный порядок слов) – изменение обычной расстановки слов в предложении, которое предпринимается в соответствии с коммуникативным заданием или с целью создания эффекта выразительности. И., нарушающую стилистическую нейтральность предложения и создающую экспрессивное впечатление, относят к фигурам речи (см.).

Наиболее распространённые виды: И. подлежащего и сказуемого (сказуемое ставится перед подлежащим): По вечерам курился вокруг холодный туман (К.Паустовский); И. определения и определяемого (определение ставится после определяемого слова): Прощай! Стороной оборотной Заветная светит звезда

(Ю.Кузнецов); И. дополнения и сказуемого (дополнение ставится перед сказуемым): Больше я комиссара не видала (Тэффи).

Основное предназначение И. – служить средством смыслового выделения, в том числе экспрессивного.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ (античная) РИТОРИКА – учение об искусстве слова, возникшее в Древней Греции времен античной демократии (трудами таких деятелей, как Горгий, Платон, Аристотель) и получившее развитие в республиканском Риме (Квинтилиан, Цицерон). В К.р. заложены основы риторической теории и обучения красноречию. Именно античная риторическая традиция была воспринята в странах Западной Европы и в России. К.р. составляет основу большинства современных риторических концепций и систем обучения речевому мастерству.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ КАНОН РИТОРИКИ (античный риторический канон, риторический канон) – разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления, прослеживающая весь путь от возникновения темы и осмысления цели оратора до его выступления перед слушателями. В К.к.р. пять частей, и каждая часть отражает определенный этап этого пути. Последовательность частей (этапов) К.к.р. такова: 1) inventio, лат.: инвенция, изобретение (см.); 2) dispositio, лат.: диспозиция, расположение (см.); 3) elocutio, лат.: элокуция, словесное выражение (см.); 4) memorio, лат.: запоминание (см.); 5) actio, лат.: произнесение, исполнение (см.). Первые три раздела составляют основное содержание риторики как науки и учебной дисциплины и намечают последовательность в её изучении.

 

КОМПОЗИЦИЯ – группировка и последовательность содержательных частей текста, мотивированные замыслом автора. Если брать текст как законченное речевое целое, то К. – это строение, расположение частей, структура речевого произведения. Если же иметь в виду текст как последовательность языковых единиц и процесс речевого общения автора и адресата, то под композицией следует понимать выстраивание последовательности частей, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянном внимании автора к управлению вниманием адресата.

Выстроить композицию означает подобрать нужные компоненты, определить их группировку относительно цели текста и его основной мысли, определить их взаимную группировку и, наконец, разместить отобранное в определённой последовательности, совмещая собственные интересы и традиции жанра с интересами адресата.

При разработке К. автором должна учитываться соразмерность известного и нового, рационального и эмоционального, теоретического и фактического, негативного и позитивного. Конкретные пропорции материала определяются замыслом автора и возможностями адресата, корректируются законами стиля и жанра.

 

КРАСНОРЕЧИЕ – способность и умение излагать мысли искусно и убедительно. К. дается некоторым людям от природы и у всех желающих может быть достигнуто долгим трудом и специальным обучением.

Понятие К. применимо к устной и письменной речи, к общению массовому и один на один, к монологу и диалогу, т.е. это самое широкое понятие, связанное с речевым мастерством. Ораторское искусство (см.) составляет часть К., а именно мастерство устной публичной речи (иногда понятия К. и ораторской речи

приравнивают).

На основе понятия К. сложилась типология его разновидностей по сфере использования. Различаются следующие типы К.: академическое (см.), связанное с наукой и университетским обучением; судебное (см.), обслуживающее процесс судопроизводства; духовное, или церковно-богословское, церковное (см.), имеющее целью нравственное наставление людей на основе религиозного учения; политическое (см.), без которого немыслима политика как вид деятельности; наконец, социально-бытовое (см.), или К. в повседневной сфере общения.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – разновидность повтора (см.): использование одной и той же лексической единицы текста с экспрессивным заданием или специальной логической целью. При этом повторяющиеся единицы должны быть расположены достаточно близко друг от друга, иначе повтор не будет замечен

адресатом. Термин Л.п. указывает на уровень единиц, которые повторяются, – это повтор лексических единиц – слов.

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: повтор. Сопоставительные понятия: звуковой повтор, синтаксический повтор (синтаксический параллелизм).

 

ЛОГИЧЕСКОЕ (фразовое) УДАРЕНИЕ – вид выделительного ударения, а именно произвольное выделение одного из слов устного высказывания с целью его смыслового усиления. С помощью Л.у. говорящий получает возможность подчеркнуть наиболее важное слово высказывания и таким образом выразить точнее свою мысль, ср.: Через неделю я уеду (не через месяц и не через год); Через неделю я уеду (не ты, не он); Через неделю я уеду (не останусь, меня здесь не будет). Л.у. достигается за счёт усиления голоса, изменения тона, замедления темпа на выделяемой единице.

В письменной речи Л.у. падает на слово, расположенное в наиболее сильной информационной позиции, – это конец предложения. Чтобы выразить отмеченные выше смыслы, на письме нужно перестраивать предложение: Я уеду через неделю (а не через месяц); Через неделю уеду я (а не ты); Через неделю я уеду (данная конструкция с общепринятым порядком слов носит характер целостного сообщения, смысловым центром которого является сказуемое).

􀀀 Сопоставительные понятия: словесное ударение; эмоциональное (эмфатическое) ударение.

 

ЛОГОС – одно из трёх оснований античной (греческой) риторики, наряду с этосом и пафосом (см.), а именно – её мыслительное начало. Л. обращён к разуму адресата, охватывает средства убеждения, которые связаны с анализом и синтезом. Важнейшее место среди этих средств занимают силлогизмы, т. е. полные

умозаключения от

общего к частному, и энтимемы – сокращенные силлогизмы. 􀀀 Сопоставительные понятия: этос

– нравственное начало риторики, пафос – её эмоциональное начало,

 

МЕТАФОРА – самый распространённый и значимый троп (см.), который состоит в переносном употреблении слов и выражений на основе сходства сопоставляемых явлений: Томится бескрылая песня (А. Фет); Звёзды – лампады зажжённые (В. Иванов). М. содержит в себе сравнение, но передаёт его особым

образом: путём создания семантической двойственности слова или выражения. Два плана значения при этом теснейшим образом связаны между собой, но сами сравниваемые явления нередко очень далеки друг от друга, принадлежат разным смысловым сферам. Метафора тем сильнее, чем она неожиданнее, например:

Аэропорт – реторта неона (А. Вознесенский).

Помимо основной своей функции в современном языке – образно характеризовать явления действительности, М. выполняет и номинативную функцию, т.е. функцию называния определенного класса объектов. В этой роли М. постепенно теряет образность и становится нейтральной единицей языка (крыло

самолета,колено трубопровода, застегнуть наглухо).

􀀀 Сопоставительное родовое понятие: троп.

 

МЕТОНИМИЯ – троп, состоящий в переносном употреблении слова или выражения на основе смежности сопоставляемых явлений. Смежность при этом толкуется расширительно: как совмещение или соприкосновение в пространстве, ассоциативная связь, логическое совмещение, сопряжение, включенность одного в другое. Перенос осуществляется не за счёт того, что сопоставляемые явления похожи в каком-либо отношении, а за счёт того, что они тесно связаны между собой, и наше сознание улавливает их совместность. При этом сами явления могут принадлежать совершенно различным областям жизни.

Существует целый ряд отработанных смысловых моделей М.: перенос 1) с материала на изделие из этого материала, ср.: статуэтка из бронзы – это старинная бронза (о той же вещи); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин); 2) с вместилища на его содержимое, ср.: полный стакан и выпить целый стакан; Ну скушай же еще тарелочку, мой милый (И. Крылов); 3) с места, учреждения, предприятия на людей, живущих или работающих в (на) них, ср.: большой город – это весь город знает, университет имеет девять факультетов – в олимпиаде победил наш университет; 4) с действия на его результат, ср.: сочинение стихов – писать сочинение, зарядка аккумулятора – утренняя зарядка; и др. Одна из разновидностей М., а именно перенос с целого на часть и наоборот носит название синекдохи (см. синекдоха): Москва поддержала это решение (здесь Москва – Российское правительство, Россия); посадить огурцы (растения) – засолить огурцы (плоды); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов): здесь француз – французская армия, французские солдаты и офицеры.

 

МИМИКА – движения лицевых мышц как способ выражения душевного состояния или коммуникативной цели говорящего. Наряду с жестами является компонентом устного речевого общения, внося добавления (иногда существенные) в смысл высказываний. М. может также замещать высказывание (например, удивленный взгляд, а не возглас удивления или вопросительная фраза).

Противоречие М. и смысла говоримых слов может входить в планы говорящего (например, у актёра, передающего речь хитреца, обманщика) или отражать реальное и нежелательное для него расхождение слова и внутреннего желания. Задача ритора – обеспечить согласование словесной и мимической составляющих высказывания, их расхождение подрывает доверие к говорящему.

 

МОНОЛОГ – развёрнутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Этим обусловлена меньшая опора на ситуацию и общий опыт адресанта и адресата, автор М. должен оформлять содержание развёрнуто, не рассчитывая на возможность переспроса или информативную роль реальных предметов и условий ситуации. В случаях отложенного контакта посредником между автором М. и его адресатом выступает письмо, печать, технические устройства. М., как правило, имеет значительный объём и представляет собой текст, т.е. организованное в смысловом и формальном отношении речевое целое.

М. характерен для всех функциональных стилей речи и проявляется в них в виде монологических жанров. Это статья, монография, рецензия и др. в научном стиле; заметка, корреспонденция, обозрение, очерк и др. в публицистическом; закон, указ, справка, отчёт и др. в официально-деловом; рассказ, личное письмо в разговорном стиле.

НЕОРИТОРИКА – риторика нового времени (со второй половины 20-го века). С помощью термина Н. подчёркивается поиск новых риторических идей на базе современных синтетических учений: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста и др. В то же время в этом термине выражается преемственность по отношению к классической (античной) риторике, в которой описана целостная программа мыслеречевого созидания текста.

 

ОБРАЗ ОРАТОРА (ритора) – естественно складывающееся в сознании адресата представление о риторе: его типе внешности, здоровье и энергии, характере, нравственных позициях, образовании, эрудиции, воспитании, профессии и т.д. Будучи дополнительным фактором, О.о. в то же время непосредственно и

сильно влияет на характер восприятия текста ритора, усиливая или же ослабляя впечатление от его выступления в целом. Именно поэтому современная ораторская практика предполагает сознательную корректировку природного образа ритора, т.е. выработку имиджа (см.).

􀀀 Сопоставительное понятие: имидж.

 

ОБЩАЯ РИТОРИКА – теория красноречия, изучающая общие закономерности создания коммуникативно адекватного прозаического нехудожественного текста. О.р. действует на самом высоком уровне обобщения: она сосредоточена на условиях, закономерностях и правилах красноречия, которые относятся ко всем сферам общения, всем родам и видам нехудожественной прозы.

Центральное место в О.р. отводится речемыслительной деятельности по изобретению содержания, расположению и словесному оформлению сочинения (см. классический канон риторики). Основной вид речевых произведений, изучаемых О.р. – это монолог.

􀀀 Сопоставительное понятие: частная риторика.

 

ОПИСАНИЕ – функционально-смысловой тип речи, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике (состоянии покоя, равновесия, стабильного движения или состояния). О. – это констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе перечисление признаков и элементов характеризуемого предмета, указание на его принадлежность к определенному классу предметов, предназначение, способы и области функционирования, впечатления, производимые данным предметом.

 

ОРАТОР – тот, кто произносит публичную речь. При объяснении законов и правил риторики обсуждается, каким должен быть О., какие задачи перед ним стоят, т.е. термин О. используется в нормативно- оценочном значении: О. – это человек, владеющий навыками публичных выступлений. По В.Далю, О. – это «речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях». В риторической традиции выработан идеал, который требовал от О. порядочности, правдивости, высокой нравственности. О. должен ставить перед собой благородные цели познания и гуманизма, способствовать духовному развитию людей, с которыми он общается без посредников, вникать в их интересы и заботы, поддерживать их оптимизм.

В общей речи за понятием О. стоит безоценочное обозначение всякого, кто выступает с речью перед публикой. При необходимости оценки выражаются с помощью определений: хороший, блестящий, выдающийся, одарённый, известный, талантливый О.; плохой, неумелый, начинающий, развязный надоевший О. В специальной литературе

вместо О. часто говорят ритор.

􀀀 Синоним: ритор.

 

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ – публичная речь (текст) на общественно значимые темы в условиях непосредственного общения со слушателями. О.р. характеризуется подготовленностью, значительным объёмом текста, интеллектуальной и эмоциональной насыщенностью, композиционной продуманностью, она издревле связывается с нравственностью, желанием общего блага. В стилистическом плане О.р. представляет собой синтез книжных и разговорных структур, нейтральных и экспрессивных средств.

В зависимости от сферы применения О.р. может принадлежать разным родам красноречия: в академическом красноречии это публичная лекция, в политическом О.р. – это самостоятельный жанр, в судебном красноречии О.р. представлена обвинительной и защитной речью, в церковном (духовном) красноречии –

проповедью, в социально-бытовом – поздравительной и траурной речью.

 

ПАУЗА – перерыв в звучащей речи, с помощью которого речевой поток делится на порции – сегменты.

В зависимости от причин появления и предназначения П. делятся на несколько групп. Физиологические (дыхательные) П. обусловлены ритмом дыхания, необходимостью вдыхать воздух в процессе говорения. Они невелики, произвольны и носят всеобщий характер. Логические П. обусловлены смысловым (в том числе грамматическим) делением речевого потока на сегменты. В составе логических П. различаются грамматические, передающие структуру предложения, собственно логические, указывающие на смысловое деление и выделение (обозначение главного, противопоставление и др.) и композиционные, обозначающие границы содержательных частей текста. Такие П. свойственны каждому тексту. Психологические П. обусловлены отношением говорящего к предмету речи, с их помощью выражается волнение, восхищение, возмущение или другое чувство говорящего. Такие П. – редкое и сильное средство в текстах воздействия.

П. – необходимый элемент устной речи. В устном публичном монологе необходимо соблюдение техники логического и психологического паузирования, т.е. правильный выбор места П., соблюдение её необходимой величины (паузы делятся на малые и большие), адекватное внешнее поведение во время паузы. П. служат большим подспорьем для слушателя: они реально делят речевой поток на более и менее крупные части, так что слушатель получает возможность понимать строение текста ритора, осознавать получаемую информацию долю за долей, реагировать на неё, включаться в сопереживание. Обобщённо, логические и психологические П. работают на обеспечение диалогичности общения во время монолога. Наиболее важны крупные паузы: логические после подачи важной мысли, логико-композиционные на границах композиционных частей, психологические в момент речи, требующий сопереживания адресата.

 

ПАФОС – одно из трёх оснований античной (греческой) риторики, её эмоциональное начало. П. охватывает средства воздействия, которые связаны с чувствами ритора и обращены к чувствам адресата: особый подбор фактов, экспрессивную интонацию, лексику и синтаксис, тропы и фигуры речи, афоризмы и др.

􀀀 Сопоставительные понятия: логос (см.) – мыслительное начало, этос (см.) – нравственное начало.

 

ПЕРЕГОВОРЫ – жанр деловой риторики: обсуждение проблемы с целью прийти к полному или относительному согласию сторон в области её понимания и практических деловых действий в этой связи. Основная цель П. – компромисс, улаживание разногласий, соглашение сторон.

По предмету обсуждения П. подразделяются на дипломатические, политические, торговые и др.; по конкретизированной цели – на П., направленные на заключение договора или корректировку существующих договорённостей, на координацию совместных действий, на нормализацию конфликтных или напряжённых отношений; по характеру позиций сторон – на партнёрские и конфронтационные. К наилучшему результату приводят принципиальные переговоры, предполагающие решение проблемы на основе сути дела, качественных свойств проблемы, с её всесторонним предварительным изучением, опорой на справедливые нормы и направленностью на поиск взаимовыгодных вариантов решения. Жёсткий деловой подход к существу обсуждаемого должен при этом сочетаться с мягким подходом договаривающихся сторон друг к другу (подготовка к Д.п. включает в себя личностное изучение второй договаривающейся стороны).

Типичная композиционная схема П. представляет собой такую последовательность: приветствие и представление сторон – изложение проблемы и уточнение целей встречи – собственно обсуждение проблемы (уточнение позиций, выяснение сферы согласия и пунктов несогласия, предложения и возражения

сторон) – принятие решений, формулировка итогов. Речевые действия партнёров по П. характеризуются типичностью логических операций и психологических ходов, так что можно выделить целый ряд общих и частных тактик в ведении П., например, тактика разделения проблемы на отдельные составляющие, тактика пакетирования (обсуждение комплекса вопросов целиком), тактика выжидания, тактика давления на оппонента, тактика упреждающей аргументации и т.д. Среди известных в опыте П. тактик немало предосудительных (расстановка ложных акцентов, угроза, вымогательство, ультиматум и др.). В деловой риторике изучаются все приёмы,

Желаемым результатом П., кроме компромисса, является принципиально новое, нестандартное решение проблемы.

 

ПОЛЕМИКА – то же, что спор (см.). Термин П. предпочитается, когда спор ведётся в печати или в устной публичной речи, носит продолжающийся характер и отличается остротой, резким несовпадением позиций (литературная полемика, научная полемика). Деловые споры П. обычно не называют, вероятно, в силу принятой в данной сфере настроенности сторон на поиск компромисса. В бытовых ситуациях используется термин и слово общего языка спор.

 

РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА – в риторике: основная часть рассуждения, речемыслительные операции по обоснованию и оценке основной мысли текста (см. тезис целого текста). Р.т. предполагает изобретение и обдуманное расположение аргументов (см.), в случае использования собственно логической аргументации – иллюстрирование аргументов, приведение и критику контраргументов, т.е. всю интеллектуальную работу по доказательству, собственно рассуждение в его речевом воплощении.

 

РАССУЖДЕНИЕ 1 – в логике: вид мыслительной деятельности, в котором на основе одних суждений по правилам формальной логики выводятся другие суждения. Наиболее распространённые виды Р. – это силлогизм (умозаключение) и объяснение

􀀀 Сопоставительные видовые понятия: умозаключение, объяснение.

 

РАССУЖДЕ́НИЕ 2 – в риторике, культуре речи: функционально-смысловой тип речи и текст, основная мысль которого выводится по правилам логики на основании других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак текста-Р. – это наличие основной мысли проблемного характера и аргументации (см. аргумент), т. е. развёрнутой системы убеждения адресата в справедливости основной мысли.

Классическая структура текста-Р., построенного по строгим правилам (его определяли термином хрия), включает в себя следующие последовательно расположенные части: приступ (введение, связанное с темой Р.) – парафразис, или экспозиция (объяснение темы) – причина (аргументы) – противное (сопоставление с

противоположным) – подобие – пример – свидетельство (мнение в поддержку своей позиции) – заключение.

 

РИТОРИКА – наука о красноречии (см.), комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. Совершенство текста, его эффективность связываются в Р. с искусством убеждения адресата на верных этических основаниях.

Особенность Р., по сравнению с грамматикой, стилистикой и другими филологическими дисциплинами, состоит в том, что в ней рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения, а кроме того, этот процесс увязывается с этикой и эстетикой речевого общения. Р. учит творческому созиданию искусного нравственного текста.

В истории Р.очень важен первый период её развития – античный. В древней Греции (трудами таких риторов, как Горгий, Исократ, Аристотель) и древнем Риме (Цицерон, Квинтилиан) были выработаны теоретические основы теории красноречия, позднее воспринятые в Европе и России. В частности, это учение об источниках красноречия (природном даровании, искусстве и упражнениях), задачах ритора, о трёх основаниях Р. (см. этос, пафос, логос), об этапах создания речи (см. классический канон риторики).

В Россию идеи античной риторики пришли через посредство средневековой Европы. Первоначально они были восприняты в монастырях – центрах русской книжности, и применялись к жанру церковной проповеди. Позднее, были созданы первые общедоступные руководства по красноречию (например: М.В. Ломоносов Краткое руководство к красноречию, 1743), в которых теория античной Р. соединялась с русскими культурными реалиями и новаторскими идеями. С этого времени вплоть до 19-го века Р. в России развивалась по нарастающей, в первой половине 19-го века широко изучалась теоретически и преподавалась во всех гимназиях России (учебники Н. Кошанского «Общая риторика» и «Частная риторика» выдержали множество переизданий). Однако во второй половине 19-го века, когда из Р. выделились стилистика и другие гуманитарные науки, а также усилила свои позиции русская художественная литература, Р. во многом утратила свою значимость, а в советское время фактически находилась под запретом.

Интерес к Р. возрождается во второй половине 20-го века, а в его 90-е годы начинается настоящий «риторический бум». Неориторика по-прежнему опирается на классические основы, но теперь у Р. гораздо больше возможностей использовать построения целого ряда новых лингвистических дисциплин – прагматики, функциональной лингвистики, стилистики текста и др. Современная Р. расширяет сферу действия понятия «искусная речь» и занимается, по сути, вопросами оптимизации речевого общения во всех речевых ситуациях.

 

РИТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА – то же, что фигура, стилистическая фигура, фигура речи (см.).

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – одна из фигур речи (см.), а именно утверждение или отрицание, которое оформляется в виде вопроса с восклицанием для того, чтобы усилить эмоциональность высказывания и привлечь внимание адресата. Р.в. – это вопрос, не требующий ответа, но рассчитанный на эмоциональный отклик адресата.

Р.в. хорошо передаёт полную убеждённость, сильную взволнованность, потрясение, гнев, возмущение, т. е. какое-либо захватывающее говорящего чувство: “Не вы ль сперва так злобно гнали его могучий светлый дар И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?” (М.Лермонтов). Р.в. может также иметь характер вопроса- раздумья, передающего сомнения говорящего, его углублённую духовную работу:

Стихи эти показались Тихону Ильичу лживыми. Но – где правда? (И.Бунин). Выразительность данного приёма связана с противоречием между формой высказывания (вопросительной) и его содержанием (сообщением в условиях эмоционального напряжения говорящего). Р.в. всегда можно преобразовать в повествовательное предложение с эмоционально выраженным содержанием.

 

СОФИЗМ – умышленная ошибка в рассуждении, выдаваемая за истину. Как правило, С. основываются на намеренно неправильном подборе фактов, на подмене понятий, на том, что часть сообщения вырывается из контекста и др. Пример С.: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем

лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

Термин С. восходит к софистике – направлению древнегреческой философии, логики и риторики. Софистика была сосредоточена на искусстве спора, правилах аргументации, теории познания в целом, причём особое внимание уделялось победе любой ценой, логическим построениям, нацеленным на то, чтобы запутать, перехитрить своего противника с помощью разнообразных ухищрений, или уловок.

 

СПОР – родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. В синонимическом ряду: спор, полемика, дискуссия, диспут, дебаты доминантой является русское слово спор (отмечено уже в Лаврентьевской летописи 14-го века: съпоръ – несогласие, противоречие), имеющее наиболее общее значение и более сорока родственных слов (спорить, заспорить, выспорить, оспорить, переспорить, проспорить, спорщик, спорный, бесспорный, неоспоримый, спорно, бесспорно и др.). Остальные члены терминологического ряда либо различаются отдельными семами (существует недостаточно доказанное мнение, что полемика – это особенно острый, враждебный спор), либо указывают на частную разновидность спора (см. дебаты, дискуссия, диспут, прения, свара).

С. имеет много разновидностей и вариантов. По цели спорщиков различают:

1) С. для обоюдной проверки какой-либо мысли, её исследования, испытания её обоснованности; 2) С. для убеждения противника в какой-либо мысли, известной одной спорящей стороне; 3) С. в поиске согласия, компромисса сторон; 4) С. для победы над противником, независимо от истинности мысли; 5) С. ради спора – логическое упражнение, игра в словесное состязание по любому поводу, причём игра тем интереснее, чем парадоксальнее спорная мысль.

По предмету словесного противоборства различают: 1) сосредоточенный С., в котором спорная мысль не только едина для спорящих сторон, но и сохраняет своё единство на протяжении всего С.; 2) бесформенный С. (оба термина принадлежат С.И.Поварнину), который не имеет чёткого предмета противоборства, а по ходу С. нередко утрачивается совсем, подменяясь сходным или смежным. Важно также, спорят двое или несколько человек, происходит С. без свидетелей или в присутствии третьих лиц, в устной или в письменной форме. Каждый жанр С. можно охарактеризовать по совокупности названных параметров. Например, дискуссия – это сосредоточенный спор-исследование, как правило, в присутствии публики, а свара – бесформенный устный спор для победы над противником со множеством нечестных приёмов – уловок (см.).

В целом С. представляет собой особый род диалогической речевой деятельности, давно и тщательно изучаемый в риторике. Риторика спора занимается выявлением принципов и правил корректного ведения С., изучением условий и видов С., техникой отдельных приёмов ведения С., в том числе уловок.

 

ТЕЗИС ЦЕЛОГО ТЕКСТА (основной логический тезис) – основная мысль целого текста-рассуждения, сформированная в виде предложения (с логической точки зрения, — в виде суждения). В одном тексте должен быть только один Т.ц.т. Содержание правильно составленного речевого произведения можно свернуть до формулировки Т.ц.т.; при правильном составлении речевого произведения вначале обдумывается Т.ц.т., затем он развёртывается в текст.

В риторике Т.ц.т. — это мысль-утверждение, для обоснования истинности или ложности которой выстраивается доказательство и создаётся текст. Тезис этот — «как король в шахматной игре» (С. И. Поварнин): его нужно иметь в виду, какой бы ход ни задумывался, о чём бы ни шла речь в частном фрагменте текста. Т.ц.т. утверждается с помощью аргументов (см.).

Т.ц.т. должен быть непротиворечивым, ясным и точно определённым, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. В качестве Т.ц.т. обычно не выдвигается бесспорно достоверное очевидное суждение, убедительное и без доказательств.

Т.ц.т. состоит из логического подлежащего (темы целого текста) и логического сказуемого (предиката темы, её характеристики), например: Человек (тема) — кузнец своего счастья (то, что говорится о теме, предикат). Прежде чем приступать к доказательству, нужно выяснить тезис, т.е. ответить на следующие вопросы: 1) все ли слова тезиса полностью понятны? 2) обо всех без исключения, о многих, некоторых или об отдельных предметах идёт речь в тезисе? 3) является тезис несомненно истинным (ложным) или возможным, вероятным (тогда в какой степени вероятным)? Таким образом, Т.ц.т. должен подвергаться понятийной,

количественной и модальной проверке.

Т.ц.т. может быть уяснён адресатом как основное утверждаемое положение и главная мысль текста только с помощью повторений в процессе формирования этого текста. Формулировка тезиса в норме подаётся открыто в конце введения и в заключении; в письменных текстах, кроме того, используется ещё и в заголовке. Этот минимум повторений может быть расширен за счёт перефразирования, кроме того, должны многократно повторяться входящие в состав Т.ц.т. имя темы и слова, несущие в себе ядро её характеристики (ключевые слова текста).

 

ТЕМА ТЕКСТА — предмет речи целого текста; содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла. Характеристика (предикация) темы создаёт тезис (см. тезис целого текста) — основную мысль автора; развёртывание темы (повествовательное, описательное) и/или доказательство тезиса создаёт целый текст.

Тема и тезис текста должны сохраняться на всём его протяжении. В крупном произведении Т.т. делится на под-темы и микротемы, отражающие содержание относительно самостоятельных частей текста.

Т.т. отражает затекстовую реальность, это функционально-семантическая категория, не имеющая закреплённого языкового выражения. Т.т. семантически конкретна в каждом отдельном тексте.

В тексте тема выражается и утверждается в качестве его семантического ядра с помощью повторения наименований предмета речи. Эти наименования (основные в прямом и преобразованном (свёрнутом, развернутом виде), а также их местоименные замены, языковые и контекстные синонимы, перифразы) цепочкой проходят через текст, создавая его смысловой стержень и обеспечивая тематическое единство. Вместе со своими распространителями данные наименования образуют тематическое поле текста. Целостность текста в первую очередь основывается на единстве темы. В зависимости от функционального стиля и жанра в тематической цепочке текста занимают ведущее место то нейтральные, то книжные номинации, в разной мере разнообразится состав наименований темы.

 

ТРОП – Средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме. Общепринятое и новое значения совмещаются, возникает образ – нестандартное выразительное представление обозначаемого. Функция образной характеристики – основная для Т. Явления, которые ставятся в связь с помощью Т.., могут объединяться по признаку сходства, противоположности, смежности, количественной определённости. Наиболее распространённые Т. – это метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, аллегория.

В процессе речевого употребления образ, который служит целям называния ещё не названных явлений, как правило, утрачивает свою ори


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: