Аллитерация – повторение согласных звуков
| Пушки с пристани палят…
|
Ассонанс – повторение гласных звуков
| Сталов комнате темно,
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь- дон. Динь- дон.
|
Анафора- единоначатие
| Вечер. Взморье. Вздохи ветра,
Величавый возглас волн…
|
Звукоподражание – прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
| Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
|
Паронимия– игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи
| Леса – лысы.
Леса обезлосели.
Леса обезлисели.
|
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль.
| Колокольчики мои,
Цветики степные!
|
Антонимы– слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни.
| Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…
|
Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность
| Угас, как светоч, дивный гений…
|
Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи
| О, рассмейтесь, смехачи!
|
Эпитет– художественное определение
| Тучка золотая
Утес – великан
Пустыня чахлая и скупая
|
Сравнение– сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
| Глаза, как небо, голубые.
|
Аллегория– иносказание, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы
| |
Ирония – скрытая насмешка
| Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…
|
Литота – художественное преуменьшение
| Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок
|
Гипербола– художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление
| В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
|
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать
| Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день минул…
|
Овеществление– уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам
| Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей
|
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений
| Деревья в зимнем серебре…
Безмолвен черный лес…
Ель рукавом мне тропинку завесила…
|
Метонимия– сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых явлений, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
| Стальной оратор дремлет в кобуре
Вел мечи на пир обильный
|
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа
| Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
|
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений
Разновидности повторов:
Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора)
| Не верь, не верь поэту, дева!
Мутно небо, ночь мутна
|
Анафора- единоначатие
| Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством
|
Эпифора – единство концовок
| Струится нетихнущий дождь,
Томительный дождь…
|
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию,
либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости
| Не жалею, не зову, не плачу…
|
Антитеза - противопоставление
| Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер.
|
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
| Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
|
Сопоставление противоположностей
| Я царь, я раб, я червь, я Бог
|
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов
| Мелькают мимо будки, бабы
Мальчишки, лавки, фонари
Дворцы, сады, монастыри…
|
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее
| И волны теснятся, и мчатся назад
И снова приходят, и о берег бьют…
|
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений
| Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
|
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы
| И смертью чуждой сей земли не упокоенные гости…
Где глаз людей обрывается куцый…
|