Умение ребенка объяснять свои действия повышает регулирующую функцию речи. Проговаривание им вслух того, что рождается в уме, дает возможность учителю контролировать на начальных этапах мыслительные процессы, предупреждать все отклонения, которые при этом могут возникать.Проводя подобную работу с умственно отсталыми детьми, нельзя забывать об их склонности к стереотипным рассуждениям, когда словесное высказывание становится штампом, ничего общего не имеющим с реальными действиями детей. Учитель должен предусмотреть серию вариативных вопросов, ответы на которые потребуют от учащихся изменений в ходе рассуждения, вычленения и актуализации его частей: «Почему ты написал скользкий, а говоришь «скольский»? Повтори, что ты сделал для проверки этого слова. Какое проверочное слово подобрал? Почему...» и т. д.На этом "этапе, когда формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, используют упражнения, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы и помогающие запомнить написание слова. К таковым относятся: обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование таблицы родственных слов с выделенной орфограммой, орфографическое проговарива-ние слов, зрительные диктанты, письмо по памяти, многократное воспроизведение слов с данными орфограммами при выполнении упражнений в тетрадях, заполнении перфокарт, подготовке таблиц и др.Следующий этап — выработка у детей умения выделять в тексте слова на изучаемое правило. Это умение необходимо, поскольку обычно школьники пользуются правилом только тогда, когда их внимание специально привлекают к орфограмме.Установлено, что учащиеся массовой школы 58% орфографических трудностей распознают как орфограммы, которые подчиняются определенным правилам правописания. Для умственно отсталых детей число таких случаев равняется 12%. В этих данных имеется не только количественное, но и качественное отличие: ученики массовой школы узнают орфограммы, разные по степени сложности их выделения; умственно отсталые дети находят только те, которые имеют внешне выраженные признаки (прописная буква в именах собственных, правописание жи — ши и др.).Поэтому в специальной, школе особое место должны занимать упражнения, способствующие развитию умения замечать орфограммы в тексте. Этот текст должен содержать не только изучаемые в данный момент орфограммы, но и те, с которыми их можно смешивать. В первую очередь важно предупредить ошибки школьников, характерные для этапа усвоения данного правила, а затем провести работу по дифференциации орфограмм, подчиняющихся разным правилам. Поэтому упражнения на выработку умения находить в тексте, например, слова с безударными гласными целесообразно проводить в следующем порядке:
|
|
|
|
1) дифференциация слов с ударной и безударной гласными
типа вода, стена, роза, лето. Именно в процессе выполнения
этих упражнений дети должны четко уяснить, что проверяются
только безударные гласные;
2) дифференциация слов с ударной и безударной гласными
в группе родственных: стены, стенка, стенной. Упражнения по
добного типа способствуют более прочному закреплению пред
ставления о том, что среди однокоренных слов одни являются
проверяемыми, а другие — проверочными;
3) дифференциация слов с безударными гласными а, о, и, я,
а также у, ы, ю. Эти упражнения помогают закрепить усвоение
той части правила, где говорится о безударных гласных, требу
ющих проверки, и гласных, которые не нужно проверять, по
скольку в большинстве случаев при любом позиционном поло
жении они пишутся и слышатся в корнях слов одинаково;
4) дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемы
ми безударными гласными;
5) дифференциация слов с безударными гласными и слов,
которые содержат орфограммы на другие правила, сначала ме
нее сходные с правилами правописания безударных гласных,
затем более сходные с ними..
Формирование умения замечать орфограммы осуществляется сначала на отдельных словах, затем в предложениях и, наконец, в тексте. При этом первоначально дети выделяют нужные слова в тексте, который находится перед их глазами, а потом в предложениях диктанта по заданию учителя. Так постепенно школьники подводятся к выполнению упражнений типа комментированного письма.
Не менее важное значение имеет развитие у умственно отсталых детей умения контролировать свое письмо правилом. Надо отметить, что в методике массовой школы самоконтролю отводится огромная роль в формировании навыка грамотного письма. Однако не все методисты массовой школы считают необходимым специально работать над развитием этого умения, справедливо полагая, что оно возникает в процессе предшествующей работы. В условиях специальной (коррекционной) школы подобных разногласий быть не может. Такая работа необходима, поскольку у умственно отсталых детей ни одно умение не возйикает без специально организованного обучения.
Безусловно, что вся предшествующая работа, направленная на развитие умений объяснять орфограмму, выделять и опознавать ее в тексте, в определенной степени уже подготовила школьников к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма. Однако требуются еще и такие приемы, которые специально способствовали бы развитию и укреплению навыка самоконтроля. Эти приемы должны выработать привычку постоянно внимательно вглядываться в текст, видеть в нем орфограммы, правописание которых регламентируется правилом.
К таким приемам относятся:
1) «сигнализация». Учитель пишет на доске проверочные
слова или начальную форму слов (имен существительных или
др.) и предлагает детям при написании диктанта контролировать
самих себя с помощью этих слов;
2) сообщение учителя о том, какое количество орфограмм
на определенное правило имеется в предложении (абзаце). Зада
ние — найти эти слова, отметив галочкой или подчеркнув соответ
ствующие буквы, и проверить их написание;
3) определение орфограмм, встретившихся в проверочной
работе. Школьники вначале самостоятельно подсчитывают ко
личество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют результат с
данными учителя;
4) подчеркивание орфограмм в тексте тренировочного дик
танта. Учитель наблюдает за работой учеников, предлагая неко
торым из них шепотом, чтобы не мешать самостоятельной ра
боте класса, рассказать, почему в словах подчеркнута та или иная
|
|
буква;
5) прием «Правильно ли я написал?» Учитель предлагает де
тям подчеркнуть в тексте орфограммы, а затем спросить у лю
бого из одноклассников, правильно ли выполнено задание (в од
ном слове или предложении) и если нет, то почему.
Серия таких тренировочных диктантов повторяется при изучении каждого нового правила. В заключение проводится контрольный диктант. Анализируя ошибки, допущенные в нем, учитель обращает внимание класса" на работы тех учащихся, которые успешно контролировали себя правилом.
Приведем фрагмент урока по определению надежных окончаний имен существительных 1-го склонения в 5-м классе.
Тема: «Падежные окончания существительных 1-го склонения». Цель: дать представление о единообразном написании ударных и безударных окончаний имен существительных; формировать умение проверять безударное окончание существительного способом подстановки проверочного слова; развивать познавательную активность учащихся путем использования элементов поискового метода.
Оборудование: таблица 1-го склонения имен существительных: женский и мужской род
-а -я
Проверочные слова: вода, слуга, земля
Ход урока
1. Зрительный диктант.
По аллее сада мы вышли к опушке рощи.
— Чтение предложения вслух и про себя,
— орфографическое проговаривание после закрытия текста,
— запись предложения в тетрадях,
— самопроверка,
— выделение орфограмм.
2. Объяснение нового.
— Выделите окончания в словах: по аллее, к опушке рощи.
— К какой части речи относятся эти слова? Докажите свое суждение.
— Определите склонение. Объясните, как вы об этом узнали.
— Почему мы можем ошибиться в окончаниях этих слов? (Они безудар
ные.)
— Посмотрите на таблицу. Какие слова для существительных 1-го скло
нения являются проверочными? Подставим их.
— Запишем проверяемые и проверочные слова на доске и в тетрадях:
по аллее — по земле
к опушке — к земле
к опушке рощи — к опушке земли
|
|
— Выделим окончания, поставим ударение.
— Как мы проверили безударные окончания имен существительных?
— Вспомните, как мы проверяем безударные гласные в корне слова. Что
общего в этих правилах?
— Попробуем сделать вывод, как проверяются безударные гласные в
окончаниях или корне слов.
Учитель помогает, если это нужно, сформулировать вывод: безударные гласные в корне слов и окончаниях существительных проверяются ударением.