Изложение является одной из основных формпроверки речевого развития учащихся. Это комплексная работа, с помощьюкоторой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативныеумения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательнои связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки илисоблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания — орфографические и пунктуационные.
Изложение– одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Это вид творческой работы, в которой обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст подробно, с изменением или без изменения лица рассказчика. При написании подробного изложения обучающиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала. Объем изложений составляет от 420-450 слов. За изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческим заданием).
Учитель или преподаватель дважды медленно зачитывает текст. Если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, диалектизмы, преподаватели пишут их на доске.
Изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание как можно ближе к тексту (70% информации), не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Модель творческого задания следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д. Объём творческого задания – не менее 150 слов.
Работа над изложением во время государственной итоговой аттестации длится 210 минут (три с половиной часа).
За письменное высказывание выставляется одна отметка (изложение с творческим заданием). Сумма набранных баллов за содержание и за языковое оформление переводится в отметку, которая является итоговой.
Тексты изложений с творческими заданиями для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в 11-х классах общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики предназначены для проверки уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.
Проверяются умения: проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал; воссоздавать информацию подробно, сжато, выборочно;излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации; придерживаться темы высказывания;строить высказывание, компоненты которого подчинены изложению главной мысли;учитывать ситуацию общения и адресата речи;выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, уместно используя лексическое, грамматическое богатство языка.
Тексты представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п. Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.
Рекомендуем учащимся написать накануне ГИА пробное изложение с творческим заданием по следующему алгоритму:
ü Прочитайте текст 2-3 раза.
ü Выясните значение непонятных слов в словаре.
ü Обдумайте, о чём этот текст.
ü Сформулируйте его тему и основную мысль.
ü Озаглавьте текст.
ü Составьте вопросный или тезисный план, включив в него ключевые по смыслу предложения каждого абзаца.
ü Определите тип и стиль текста.
ü Запишите словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
ü Прочитайте текст снова.
ü Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
ü После того как черновик написан, перечитайте его.
ü Продумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану. Сохранена ли вами композиция изложения? Есть ли начало, основная часть и заключение? Разделили ли вы текст на абзацы?
ü Исправьте ошибки и недочёты.
ü Теперь смело можете переписывать начисто.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Необходимо создать текст в соответствии с заданной темой; интерпретировать информацию, заложенную в тексте; логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть рассуждения; подобрать убедительные аргументы, создать аргументированное высказывание; выявить отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; осуществить выбор языковых средств в соответствии с заданием; оформить текст в соответствии с нормами русского литературного языка.