Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 12. Шаматов Диас

Прочтите отрывки из философских текстов, ответьте на вопросы, выполните задания.

«Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а, следовательно, дать точное определение... Человеческое тело — это заводящая сама себя машина...» (Ж.О. Ламетри);

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений» (К. Маркс).

Вопросы и задания

1. Кто из авторов высказывания: Ламетри или Маркс является сторонником социологизаторской концепции? Свою точку зрения обоснуйте.

2. Как вы понимаете высказывание Маркса, что сущность человека есть ансамбль социальных отношений?

3. Вспомните, каковы достоинства и недостатки социологизаторской концепции?

4. Что такое редукционизм? Можно ли утверждать, что Ламерти является сторонником редукционизма? Если да, то какого редукционизма: биологического, механического? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Можно ли человека рассматривать в качестве машины? Свой ответ аргуменитруйте.

6. Какой метод научного исследования использует Ламетри? Ответ обоснуйте.

7. Какой природой обладает человек с позиции современной философии?

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 13. Гуревнин Александр, Дубман Артур

Прочтите отрывки из философских сочинений, ответьте на вопросы, выполните задания.

Смерть — это подлинный гений философии... Вряд ли люди стали философствовать, если бы не было смерти». (А. Шопенгауэр);

«Смерть является не окончанием исполненного дела человеческой жизни, а простым прекращением жизни... и для человека становится до очевидности ясным, что бессмысленной является вовсе не смерть, а наличная жизнь его. Смерть — это вопиющая нелепость» (В. Несмелов);

«Смерть - это величайший разрушитель смысла» (А. Штерн);

«Смерть есть конец. Но какой конец! Ничтожный, неудавшийся и скорее похожий на полный разгром, венчающий поражение... Смерть, не являясь плодоносящим и материнским источником бытия, тем более не становится его венцом. Для того мы жили, чтобы превратиться в бесформенный прах?...» (В. Янкелевич);

«В смерти есть нечто благостное, прощающее и исцеляющее, она есть новый друг, бережный, верный и мудрый, избавительница и целительница. Все истинное ценное, значительное и священное утверждается перед лицом смерти. Жить только стоит тем, за что стоит бороться на смерть и умереть. Все, что не стоит смерти, не стоит и жизни. Смерть есть великая дверь для последнего ухода. Она нужна нам прежде всего в самой жизни и для самой жизни, она воспитывает в нас вкус к жизни, сосредотачивая и облагораживая его. Смерть есть величественный акт личной жизни.» (И. Ильин);

 «Лишь за счет знания смерти человеческая жизнь вздымается к его вершине» (О. Больнов);

Вопросы и задания

1. Какие из философов относятся к смерти позитивно, а какие негативно? Свой выбор аргументируйте, при необходимости подкрепите его цитатами.

2. С какой из представленной точек зрения вы согласны? Или у вас уже сформровалось свое отношение к смерти? Если да, то какое? Свой ответ аргументируйте.

3. Почему И. Ильин рассматривает смерть как «величественный акт личной жизни»?

4. Не приувеличивает ли значение смерти для философии А. Шопенгауэр?

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 14. Ломов Егор, Попов Влад

Прочтите отрывок из статьи М. Озерова «Если жить невмоготу. Все больше британцев хотят иметь право на добровольную смерть». Статья была опубликована в газете «Комсомольская правда» 31.05.2013 г. Ответьте на вопросы после текста.

Джордж Мартин голодал полторы недели. А ему было 86 лет. Врачи считали, что каждый день может быть последним. Но именно об этом он мечтал с той самой минуты, когда услышал диагноз: рак легких. Когда его состояние стало невыносимым, бывший бухгалтер, отец четверых детей, начал голодовку в надежде быстрее умереть.

 - Мы поддерживали его право решить, как закончить собственную жизнь, - сказала мне Алли, внучка мистера Мартина. – Дедушка еще двадцать лет назад написал в заявлении, что отказывается от лечения, если оно будет бессмысленным. Там есть такие слова: «Я не хочу испытывать унижения и страдания». Тогда его жена только-только скончалась от опухоли мозга. Как она, бедная, мучилась…

 - А сегодня утром, - добавила Алли, - дедушка сказал, что с животными обращаются более гуманно, чем с людьми и не заставляют страдать.

Родственники были готовы помочь Джорджу уйти из жизни. Но адвокат строго-настрого предупредил: вас обвинят в убийстве. Поэтому им не оставалось ничего другого, как подписать петицию в парламент. «Безнадежно больные люди, - говорится в петиции, - имеют право завершить свой жизненный путь с миром и без боли, в окружении семьи и друзей. При этом помощь доктора не является преступлением, а представляет собой реализацию фундаментального медицинского принципа: контролировать жизнь человека до его последнего вздоха».

Под петицией – 23 тысячи подписей. Но это ничего не изменило в жизни мистера Мартина. Через два дня после нашей встречи он скончался. Голодовка сделала свое дело.

 

Вопросы:

1. Какой философской проблеме посвящена данная статья? Какие факты говорят об актуальности темы, поднимаемой на страницах «Комсомольской правды»?

2. Что такое эвтаназия? Какие точки зрения на эвтаназию существуют в философской литературе? В чем их суть?

3. Какую позицию по отношению к эвтаназии занимают Джордж Мартин и его родственники? Какие аргументы приводят они в пользу своей точки зрения?

4. Как к эвтаназии относится английское законодательство?

5. Что за петицию подписали родственники Джорджа Мартина? Как авторы петиции аргуменитруют свою позицию?

6. Реализовал ли Джордж Мартин свое право на смерть? Каким образом? Одобряете ли вы его поступок?

7. Джордж Мартин сказал, что с животными обращаются более гуманно, чем с людьми. Что он имел в виду? Согласны ли вы с ним?

8. Какую позицию в отношении эвтаназии занимаете вы? Свою точку зрения обоснуйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: