Регулировка и техническое обслуживание сцепления МТЗ-80

Инструкция.

 

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Вы можете воспользоваться:

· - инструкционно - технологической картой;

· - учебником СПО Тракторы ВА. Родичев;

· - учебными плакатами

 

                       ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Сцепление трактора МТЗ-80 предназначено для передачи крутящего момента от двигателя на последующие элементы трансмиссии, отключения двигателя от трансмиссии, а также плавного и безударного его включения.

 

 – Устройство сцепления МТЗ-80
1 – маховик; 2 ведомый диск; 3 – отжимной рычаг; 4 – регулировочный винт; 5 – отводка; 6 – тормозок; 7 – вилка выключения; 8 – вал вилки; 9 – нажимная пружина; 10 – опорный диск; 11 – нажимной диск; 12 -ступица ведомого диска; 13 – вал; 14 -демпферное соединение; 15 – соединительный диск;

Сцепление трактора МТЗ-80 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Располо­жено в сухом отсеке корпуса, соединяющем двига­тель трактора МТЗ-80 и коробку передач.

Ведущими частями сцепле­ния МТЗ-80 служат маховик 1 (рис.1) двигателя, нажим­ной 11 и опорный 10 диски. На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по ок­ружности ушка, которые входят в прорези опорно­го диска.

К ушкам присоединены отжимные рыча­ги 3. Между опорным и нажимным дисками сцепления МТЗ-80 уста­новлены двенадцать нажимных пружин 9. С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой – в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск сцепления МТЗ-80 состоит из ступицы 12, соедини­тельного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14.

В соединительном диске выштампованы радиаль­ные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и на­жимного диска.

Фрикционные накладки ведомого диска сцепления МТЗ-80 изготовлены из матери­ала на основе асбеста, имеют вентиляционные ка­навки для улучшения отвода тепла и очистки по­верхностей трения от продуктов износа. Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15.

Со стороны нажимного диска (корзины) сцепления МТЗ-80 между на­кладкой и соединительным диском устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение сцепления.

При полностью включенном сцеплении пластинча­тые пружины принимают плоскую форму, а в сво­бодном состоянии толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80 примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцепле­нии.

Ведомый диск сцепления МТЗ-80 связан со ступицей 12 восемью ре­зиновыми демпферами 14, установленными в гнез­да-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.

Таким образом, ведомый диск сцепления МТЗ-80 соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гиб­кое устройство, что способствует мягкому включе­нию сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Замедление вращения и остановка вала 13 и свя­занного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления МТЗ-80, обеспечивается тормозком. Его ведущий диск с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпон­ки и стопорного кольца.

Шлицевая ступица отвод­ки тормозка может перемещаться по шлицам непод­вижного кронштейна отводки. Вал сцепления МТЗ-80 тор­мозится при сжатии дисков тормозка. Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8.

Вал вилки сцепления МТЗ-80 поворачивается при помощи рычага 9 (рис.2), который тягой 8 связан с рычагом пе­дали 2, и тягой 11 – с рычагом 13 включения тормозка.

К рычагу 2 крепится педаль 1. При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключе­ния сцепления и одновремен­но тягой 11 на рычаг 13 вклю­чения тормозка.

Вал выклю­чения вилкой 7 перемещает отводку 5 (рис. А), ко­торая через рычаги 3 отводит нажимной диск (корзину) сцепления МТЗ-80 и сжимает пружины 9, освобождая ве­домый диск 2.

Когда педаль отпускают, нажимной диск (корзина) сцепления МТЗ-80 под действи­ем пружин 9 возвращается в исходное положение, что при­водит к включению сцепле­ния.

 

 – Механизм управления сцеплением МТЗ-80

1· педаль; 2 – рычаг педали; 3 – пружина сервоустройства; 4 – упорный болт; 5 – болт; 6 -кронштейн; 7 – ось кронштейна: 8 – тяга сцепления; 9 – рычаг; 10 – пружина; 11 – тяга тормозка: 12 – резьбовая муфта; 13 – рычаг тормозка

Усилитель привода сцеп­ления МТЗ-80 (сервомеханизм) слу­жит для уменьшения мускуль­ной силы человека, прилага­емой к органам управления.

Механический усилитель привода сцепления тракто­ра МТЗ-80 имеет пру­жину 3 (рис.2), кото­рая соединена с одной сторо­ны с неподвижным кронш­тейном 6 посредством регули­ровочного винта 4, а с дру­гой стороны – с трехплечевым рычагом 2.

Нижнее плечо ры­чага 2 тягой 8 связано с ры­чагом 9 валика вилки отвод­ки. Когда сцепление МТЗ-80 включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии.

Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удержи­вание педали в выключенном положении.

Когда сцепление МТЗ-80 включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии.

Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления МТЗ-80 и удержи­вание педали в выключенном положении.


Регулировка и техническое обслуживание сцепления МТЗ-80

Техническое обслуживание сцепления МТЗ-80 заключа­ется в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.

При ТО-1 (125 мото­часов работы) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой Литол или Солидол через масленку, которая находится или на кожухе сцепления трактора МТЗ-80 и свя­зана гибким шлангом с подшипником, или на кор­пусе отводки.

При ТО-2 (500 моточасов работы) производят­ся следующие работы по проверке и регулировке сцепления МТЗ-80:

– проверяют сво­бодный ход педали – это основной показатель пра­вильности регулировки сцепления и тормозка. Сво­бодный ход педали сцепления должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными ры­чагами.

Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.

 

– Управление сцеплением МТЗ-80 и тормозком сблокирова­но.

Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.

Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали сцепления МТЗ-80 на 40-45 мм, придают кронштейну 6 край­нее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна.

Вывертывая болт 4, возвращают пе­даль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.

Для регулировки тормозка сцепления МТЗ-80 отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют вре­менно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм.

Вновь соединяют тягу с рыча­гом, зашплинтовывают палец, надежно затягива­ют контргайки.

Если сцепление МТЗ-80 подвергалось разборке, то поло­жение отжимных рычагов 3 наруша­ется. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы рас­стояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска состав­ляло 12+0,5 мм.

Разность этого размера для отдель­ных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: