Организация библиотечного обслуживания молодёжи

Современная российская молодёжь — это 38 миллионов молодых граждан, или 27 % от общей численности населения страны. Молодёжь в силу своих социально-психологических, возрастных особенностей выполняет социальные функции, порой противоречивые и неоднозначные. С одной стороны, она отличается определёнными собственными ценностными ориентациями и недостатком жизненного опыта, с другой – является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания со стороны взрослых. Молодёжи присуща социальная мобильность и экономическая инициатива, вместе с тем, налицо её неполная включённость в социально-политические отношения и некоторая индифферентность. Этим в значительной степени объясняется всё возрастающее внимание к молодёжи, которое активно демонстрируют разные страны, в том числе Россия. В Федеральном законе Российской Федерации «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркнуто, что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоёв и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов. Этим же Законом (ст. 8) закреплено право данных групп населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами». 1 В настоящем документе в качестве синонимов понятия «молодёжь» употребляются понятия «молодые люди», «юноши и девушки». 5 В «Руководстве ИФЛА по работе публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несёт особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодёжи». В «Руководстве ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества» так определена миссия библиотеки: «Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества, состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития».

Главная цель библиотек, обслуживающих молодёжь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации, становлению личности растущего человека, раскрытию его творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Библиотечное обслуживание молодых людей должно содействовать поддержке и развитию чтения, повышению информационной и компьютерной грамотности, расширению общекультурного кругозора, усвоению духовных ценностей в целях их общественной и личностной самореализации. Библиотека должна добиться того, чтобы её образ ассоциировался в сознании молодёжи: (а) с «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации; (б) с помощью в социальной и профессиональной адаптации, безболезненном вхождении во «взрослый» мир; (в) со средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций; (г) с местом проведения интеллектуального досуга и общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: