Кварто-квинтовый круг тональностей
или просто квинтовый круг - это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.
В вершине квинтового круга находится тональность До мажор;
по часовой стрелке - диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора;
против часовой стрелки - круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.
При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке
с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи),
при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).
В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей,
из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. Мажорные и минорные тональности образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар параллельных тональностей.
|
|
Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор.
14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ),
из этих 14 семь тональностей семь будут мажорные, а семь, соответственно, минорные.
Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.
Почему называют кварто-квинтовый круг тональностей?
Дело в том, что кварта является обращением интервала квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.
Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:
Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же: