Классификация тестов по содержанию

Вопрос

Стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техникии психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличает:

- регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов;

- стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);

- надежность и валидность методик.

Положительными сторонами формализованных методов являются:учет объективных показателей и возможность их перепроверки; меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность; количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых; возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов; возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечаются: жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации; расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели; отсутствие доверительной обстановки (при тестировании); опора в основном на количественные показатели; статичность получаемой структуры индивидуальности.

Классификация тестов по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);

· профессиональной пригодности (множество общих классификационных тестов - общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.);

· специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.);

· достижений (например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п. т. е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.).

По средствам, используемым в процессе тестирования:

· бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы - вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов достижений и др.);

· предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий - кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векcлера и др.);

· аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления - «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);

· практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами - по химии, физике, биологии и пр., - однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение);

· программные (тесты с применением программ ЭВМ).

По количеству одновременно обследуемых людей:

· индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);

· групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов достижений и т. д.).

По форме ответа тесты делятся:

· устные;

· письменные;

· с применением ЭВМ.

По ведущей ориентации:

· тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);

· тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;

· смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике.

По степени однородности задач:

· гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

· гетерогенные, имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию.

По характеру действий:

· вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий - словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);

· невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями).

По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

· тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

· личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких как эмоции;

· другие.

По виду нормирования:

· ориентированные на статистические нормы - тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;

· критериально ориентированные - тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);

· прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

· ненормированные.

По характеру ответов на вопросы:

· открытого типа (со свободными ответами - когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)

· закрытого типа (с предписанными ответами - когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант).

Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах открытого типа:

· задания дополнения - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений;

· свободного изложения - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются.

Варианты тестов закрытого типа:

· альтернативных ответов, испытуемый должен ответить «да» или «нет»;

· соответствия (на восстановление соответствия) - испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

· множественного выбора (ответы с вариантами выбора) - испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

· исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее - убери»);

· аналогии - испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

· последовательности (на завершение последовательности) - испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.

Классификация тестов по содержанию

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности -- мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Повторю выше сказанное тесты можно классифицировать:

По предмету тестирования:

· Интеллектуальные. Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов - восприятие, внимание, воображение, память, речь.

· Личностные. Связаны с психодиагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки - темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

· Межличностные. Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач:

· Практические тестовые задания

Задачи и упражнения, которых испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

· Образные задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предполагают активное использование воображения.

· Вербальные тесты

Задания на оперирование словами, определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым:

· Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

· Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования - аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки:

· Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

· Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания - продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

· Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека - черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа:

Проективные тесты. Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка - результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

 

Вопрос

Психодиагностическая ситуация – это совокупность не меняющихся на протяжении установленного периода общих диагностических условий, осуществления психодиагностического процесса. Говоря о психодиагностических ситуациях, выделяют две большие группы.

Ситуация клиента – для нее характерно самостоятельное обращение к психологу, охотное сотрудничество, которое выражается в стремлении более точно и полно выполнять инструкции, а также отсутствие сознательного намерения исказить результат.

Другая ситуация – ситуация экспертизы. Она характеризуется вынужденным участием в обследовании. Здесь человеку присуще желание выглядеть перед диагностом лучше, что весьма часто приводит к сознательному искажению результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: