Анализ сюжета и композиции произведения

Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объеди­няются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расхо­дятся.

б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.

в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится най­ти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробужда­ется совесть и великодушие.

г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психо­логические коллизии, которые происходят в душе персонажей.

Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ

1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.

3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,

4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.

5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.

 

XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки геро­ев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографиче­ские воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.

Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора ухо­дит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но зна­чимым фоном действия?

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распа­да семьи Хельмеров.

ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают фило­софское значение.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, воз­рождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.

КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действу­ющими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жиз­ни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает не­достатки людей и общества.

ЖАНР – социально-психологическая драма,

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реаль­ные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеря­ется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы моно­лога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскры­вать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в дра­ме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается наде­жда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность челове­ческих переживаний.

Пьеса "Кукольный дом" - новаторская по форме.

В этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения че­ловека в этом мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", поч­ти совершенное воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме то­го "Кукольный до!,;" - интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства современной жизни, которые препятствуют раз­витию индивидуальности, мешают человеку раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья, но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию. В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: