РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
существительные | победа, война, Родина, Отчизна, Отечество, ветеран, солдат, партизан, защитник, герой, подвиг, память, слава, награда, медаль, орден, город-герой, салют, парад, памятник, знамя, флаг, сила, смелость, ловкость, нападение, бомбоубежище, укрепление, ружье, пулемет, пушка, пистолет, танк, самолет, окопы, каска, котелок, госпиталь, фашист, захватчик, противник; |
глаголы | победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, стрелять, погибать, маршировать, награждать, присвоить, охранять, беречь, любить, заботиться, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, летать, прыгать, добывать, следить, помнить; |
прилагательные | храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, трудный, почетный, опасный, героический, сильный; |
наречия | тяжело, трудно, опасно, отважно, героически. |
КАРТОЧКА 1
|
|
Игра «Кто где служит?»
Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими военные профессии.
Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу.
В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат … (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат …(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы).
КАРТОЧКА 2
Игра «Кем я хочу быть?»
Цель: употреблять существительные в творительном падеже, актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут.
Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником, вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем, моряком…)
КАРТОЧКА 3
Игра «Не ошибись»
Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения с предлогом В, расширять адъективный словарь.
Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат военные.
Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики служат… (в ракетных войсках). Пограничники служат … (в пограничных войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в десантных войсках).
КАРТОЧКА 4
Игра «Кому что нужно?»
Цель: обогащать словарь номинативной лексикой.
Ход игры: попросите ребенка договорить начатую Вами фразу.
Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику нужен…. Артиллеристу нужен … Автоматчику нужен… Летчику нужен …
|
|
КАРТОЧКА 5
Игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы (танк, пулемет, автомат, пушка, парашют…) с числами 1, 2, 5.
Один танк, два танка, пять танков. У меня пять танков.
КАРТОЧКА 6
Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».
Один пистолет – много пистолетов, один пулемет – много пулеметов, один герой – много героев и т.д.
КАРТОЧКА 7
Игра «Кому – что!»
Цель: употреблять предлог У с существительными в родительном падеже, понимать значение слов; обогащать словарь по теме.
Ход игры: попросите договорить начатую Вами фразу.
Бескозырки с ленточками –... (у моряков). Шлемы –... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки –... (у пограничников).
КАРТОЧКА 8
Игра «Найди пару»
Цель: уточнить значение слов; обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме.
Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару,
Бинокль – очки; планшет – портфель; ружье – пистолет;
Мундир – костюм; фуражка – шляпа; сапоги – кроссовки.
КАРТОЧКА 9
Игра «Найди картинку»
Цель: понимать значение слов; обогащать словарный запас по теме.
Оснащение: предметные картинки с изображением военной техники.
Ход игры: рассмотрите с детьми картинки.
Найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова:
* аэродром, крылья, небо, пилот;
* колеса, броня, механик-водитель;
* причал, капитан, море, палуба, моряк;
* люк, броня, гусеница, орудийная башня и т.д.
КАРТОЧКА 10
Игра «Кто больше!»
Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.
Ход игры:
* по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию.
Лексический материал:
плывет... {корабль, лодка, пароход, катер);
летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...);
едет... (танк, поезд, автомобиль).
* к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они),
затем – числительное (один, одна, одно, одни).
КАРТОЧКА 11
Игра «Кто это или что это?»
Цель: различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Оснащение: мяч.
Ход игры: предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.
Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость ….
КАРТОЧКА 12
Игра «Отгадай»
Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.
Ход игры: предложите послушать словосочетания:
* отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты.
Попросите угадать, о ком (о чем?) Вы сейчас говорите:
отважный..., отважные..., отважная...
* солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок.
Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:
солдатские..., солдатская..., солдатский...
КАРТОЧКА 13
Игра «Назови слова-приятели»
Цель: подбирать синонимы, развивать адъективный словарь.
Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.
* Смелый –... (отважный, храбрый). Большой –... (огромный).
Трудный –... (тяжелый). Солдат –... (боец, воин).
Смельчак –... (храбрец). Друг –... (приятель, товарищ).
Опасно –... (страшно). Грустно –... (печально, невесело).
|
|
Бежать –... (мчаться, нестись).
* Предложите ребенку составить предложения с этими словами.
КАРТОЧКА 14
Игра «Назови слова-неприятели»
Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.
Ход игры:
* Назвать слова, противоположные по смыслу:
Друг – враг, хороший –..., день – …, (ночь), радость –..., (горе, беда), жара –..., (холод), зло –..., правда –..., хорошо –..., тяжело –..., высоко –..., можно – …, трудно –..., быстро –..., говорить –..., поднимать –..., зажигать –...
* В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.
Родимая сторона — мать, а чужая —... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины... (холодом). Собака лает на смелого, кусает... (трусливого). Худой мир лучше доброй... (ссоры). Мир строит, а война... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда... (здоровеет).
Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.
КАРТОЧКА 15