А.А. Ахматова “Реквием”

1) Но крепки тюремные затворы,

 А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

2) Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге?

3) И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

4) Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

5) Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

6) Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать.

 7) А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество.

 

В.В. Маяковский

 “Облако в штанах”

1) И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любёночек. Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек.

2) Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут; досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

3) У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний.

 

И.А.Бунин

“Чистый понедельник”

1) Героиня рассказа - это загадочная, странная девушка, в которую влюблен главный герой: "...она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании..."

2) В конце концов героиня уходит в монастырь и разрывает отношения с главным героем: "...просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг...”

3) Спустя два года главный герой случайно видит ее в монастыре среди поющих монахинь. Девушка не видит его в темноте, но как будто чувствует его присутствие. Больше герои не встречаются: "...устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"

4) У главного героя живой характер. Он всегда готов улыбаться и шутить: "...и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке."

5) Главный герой прямо признается девушке, что любит ее, но от нее он не чувствует взаимности: "Да, все-таки это не любовь, не любовь..." "Не могу я молчать! Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!"

 

А.П. Чехов “Ионыч ”

1) Туркины - состоятельная дворянская семья, "имеющая средства": "Ведь мы имеем средства." "«А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев, рассеянно слушая."

2) "...есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую."

3) "Одним словом, у каждого члена семьи был какой‑нибудь свой талант."

4) На самом деле Туркины - бездарные люди: "...и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город." 

5) "Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой." "...когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин." "С наступлением вечера, мало‑помалу, сходились гости..."

6) Дмитрий Ионыч - добрый, благородный и умный человек, "лучший из людей", по мнению Екатерины Ивановны: "...Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех..." "Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни..."

7) Старцев интересуется литературой и искусством: "С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей..." 

8) Дмитрий Ионыч - трудолюбивый человек: "...но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа."

9) Жизнь Старцева проходит тускло: "Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…».

 

А.П. Чехов

“Человек в футляре”

1) Внешность Беликова: "...своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька..." "...и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой..." "...рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили..." "...говорил он мне со слабой кривой улыбочкой..." 

2) Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто: "...Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате..." "...однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком..." "...человек, который во всякую погоду ходит в калошах..." "...А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода..."

3) Беликова называют "человеком в футляре", потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира: "...еще глубже ушел в свой футляр..." "...у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний..." 

4) Беликов держит свои мысли в футляре. У него "футлярные", узкие соображения: "...И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр..." "...он просто угнетал нас <...> своими чисто футлярными соображениями..."

5) Беликов - тревожный, робкий человек: "...Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было”

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: