Самостоятельная практическая работа

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ В.Г. ПЕРОВА

Методическая разработка дистанционного урока по лепке

«Изготовление сувенирного пряника»

                                          

ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ:                                                    АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ                               ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                                                                         ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДАТА, ВРЕМЯ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Ж» КЛАСС

06-11.04.2020

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ О ТДЕЛЕНИЕ ИМ.В.Г.ПЕРОВА

 

ТОБОЛЬСК

2020

Цель урока: Приобщение к культуре севера, через изготовление архангельского «пряника».

Обучающие цели:

  1. Учить создавать плоское изображение пряника, с помощью шаблона, побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшение его с помощью налепов.
  2. Формировать навыки работы в технике лепке из пластилина.

Развивающие цели:

  1. Познакомить с пряничным искусством, с русскими обычаями.
  2. Развивать творческое мышление, аккуратность, самостоятельность.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать интерес к народным традициям, эстетический вкус.
  2. Воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиции.

Оборудование урока:

для учащегося:

-  шаблон, карандаш, пластилин, стеки, клеенка, баночка с водой, картон.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов- это лепка архангельского пряника, с некоторыми русскими народными обычаями и вылепим пряник из пластилина.

Пряники распространены на Руси с самых древних времен. Было их множество: медовые, сусляные, сахарные, в каждой местности свои «фирменные».

Самым древним способом приготовления пряников была ручная лепка. Это так называемые лепные «козули», а также «тетёры» или «витушки», которые до сих пор делают на Мезени. А в каргопольском районе козули делали в виде свернутых в круги змеевидных завитков под названием «тетерки» и пекли их в середине марта, что тоже относится к очень древнему обряду, приуроченного к весеннему равноденствию.

Первые козули появились на поморской земле много веков назад. Их считают наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века. Имеется летописное свидетельство, что еще в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров. Пряники представляли собой полоски из теста, сплетённые в причудливые извивы. За извитую, змееобразную форму древнее поморское печенье и получило свое название - козули, от поморского слова «козуля» - змейка, завиток. Образ козули-змейки был связан с осенним сбором урожая, а точнее с его завершением – с осенним Новым годом или Новолетием (14 сентября). Позже эта традиция была перенесена на зимнее Рождество и январский Новый год. Поморы верили, что такие козули-змеи принесут в дом богатство, достаток. В старину пряники делали и в виде животных – оленей, коньков, бычков, коровок, козликов, тюленей. Было такое поверье, чем больше люди напекут фигурок животных, тем больше будет дичи в лесах и скота во дворах. От чего напрямую зависело благополучие народа. Также славяне считали, что козули приносят в дом счастье, поэтому их хранили в доме до года, а бывало и больше. Такая традиция сохранилась и по сей день.

В некоторых местах (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 сантиметров. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки (она, обычно, длилась около недели) выигрывали по 15-20 пудов (240-320 килограммов) пряников. Играли в пряники и по-другому: надо было взять его в руку так, чтобы от одного удара он разломился на три части.

 

Архангельские козули настоящие произведения народного искусства. Козулями их называют от того, что раньше часто встречающимися было изображение козы. Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Традиция изготовления пряников связана с празднованием Рождества. В святочные недели «козули» выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме; прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.

Персонажами этих козуль, приуроченных к новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах.

Пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них изготавливали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой.

 

Что такое стилизация формы предмета.

-Стилизация - это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов.

- Что это за условные приёмы?

- Конечно, это упрощение формы, изменение цвета, отказ от передачи объёма.

Хочется напомнить вам, что упростить форму вовсе не значит обеднить её, упростить – это лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

Требования к работе.

Разберем последовательность выполнения работы.

1.Сначала необходимо выполнить эскиз пряника на картоне. Вырезать его.

2.Раскатать из куска коричневого пластилина пласт толщиной примерно 1 см. Положить на пластилин трафарет и стекой обвести его, словно острым ножом вырежем по трафарету форму пряника.

3. Убрать шаблон. Выровнять края изделия, смачивая не много руки водой.

4. Украсить свой пряник тоненькими жгутиками, словно сахарной глазурью, подчеркнём характерные особенности лошадки: гриву, хвост, глаз и т.д. места соединения смочим водой. Все будет зависеть от вашей фантазии и аккуратности.

Вот и готов наш пряник!

А теперь приступаем к самостоятельной работе.

Самостоятельная практическая работа.

Помощь учащимся при необходимости, консультация ВК.

Подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: