Суриков «Утро стрелецкой казни»

Товарищество передвижных выставок – объединение русских художников, целенаправленно противопоставлявших себя представителям официального академизма. В 1863 году 14 студентов отказались писать дипломы на сюжет скандинавской мифологии и вышли из Академии художеств. Это событие вошло в историю как Бунт четырнадцати. Его лидером стал Иван Крамской. И он же организовал передвижников.

 Историческая живопись - жанр живописи, включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины, изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

Василий Иванович Суриков. Родился в Красноярске. Поступил в Академию художеств и поселился в Москве. Член Союза русских художников. В своих картинах он изображал переломные критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей.

  «Утро стрелецкой казни» - первое большое полотно.

Сюжет и композиция. В основу сюжета картины Сурикова легла казнь стрельцы после неудачного бунта 1680 года. Молодой Петр сидит на коне в правой части картины, глядит на стрельцов гневным и непримиримым взглядом. Он полон осознания своей правоты. В многолюдной толпе стрельцы выделяются белыми рубахами и свечами в руках. Рыжий стрелец злобно смотрит на царя. Этот неистовый человек представляет собой центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Дополняет картину архитектурный фон. Действие происходит на Красной площади Кремля перед собором Василия Блаженного.

Колорит и исполнение. Картина выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Автор использовал для картины богатую палитру и контраст. Полотно написано черным, белым, коричневым, красным, зеленым и голубым.

Николай Николаевич Ге. Работал в жанре портрета, исторической и религиозной живописи. Несмотря на близость к передвижникам, его собственные творческие искания далеко выходят за пределы реалистической живописи.

 «Петр допрашивает царевича Алексея» - первая, показанная им картина.

Сюжет и композиция. Перед нами два главных героя – Петр и его сын. Обстановка и персонажи на картине выписаны художником с удивительной исторической достоверностью. На лице Петра горечь и презрение к сыну-изменнику. Царевич стоит, опустив голову, его тщедушная, жалкая фигура и бледность некрасивого лица, свидетельствуют о страхе за содеянное предательство. Но нет на нем, ни тени раскаяния. Богатое убранство кабинета только подчеркивает трагизм ситуации. Свет пасмурного дня как нельзя больше соответствует состоянию персонажей этого сюжета. Художник запечатлел паузу в допросе царевича. В итоге, Петр приговаривает Алексея к смерти.

Колорит и исполнение. Светотеневое решение композиции подчёркивает разницу между персонажами. Угол стола и свисающая с него красно-чёрная скатерть как бы разделяют отца и сына и предвещают трагическую развязку этой драмы. Вся картина темными цветами. Это черный, коричневый, темно-красный и серый.

        

3
           2) Романское стиль. Отличительные черты. Основной тип храма-базилика. Части храма. Шпайерский собор.

Романский стиль  — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Отличительные черты

1) Строгость выражения архитектурных форм, массивность, консервативность;

2) Замки, церкви, внешне напоминающие крепость;

3) Минимум декора, все больше военная тематика;

4) Стены большой толщины создавали впечатление мощи.

Части храма:

1) Круглая арка – дугообразное перекрытие над окнами и дверными проемами;

2) Оконные и дверные проемы очень узкие;

3) Мощные колонны с кубической капителью;

4) Оконные и дверные проемы очень узкие.

 

Ведущим типом храмового здания была базилика – прямоугольное здание, центральная часть которого была высокой и перекрывалась двускатной крышей, к не примыкали более низкие боковые части.

Шпайерский собор (1030—1061)  Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы, его внушительные размеры были соответствовать престижу императорской власти. На сегодняшний день это самая большая из сохранившихся романских церквей. Построенный на высоком холме над Рейном, сложенный из красноватого песчаника, монументальный, с четырьмя башнями по углам, храм имеет на редкость внушительный вид. Он стоит на месте, на протяжении тысячи лет считавшемся священным. Опоры сводов усилили дополнительными колоннами. Это конструктивное решение впоследствии послужило образцом для других германских церковных построек. Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: