Монументальное зодчество Киевской Руси. Основной тип – крестово-купольный храм. Части храма. Собор Святой Софии Киевской. Собор Святой Софии Новгородской

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. После принятия христианства из рук Византии в 998 году при Владимире I (Красно – Солнышке) началось возведение каменных храмов. Принципы строительства были заимствованы из Византии.

Древняя Русь переняла Крестово – купольный храм, план которого строится по принципу симметрии в форме греческого (равностороннего креста), с большим куполом в центре. Прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, которые делят помещение на 9 частей. Столбы соединяются арками, поддерживающими барабан и купол.

Части храма:

1) Крест – символ христианства;

2) Яблоко – шар, на который устанавливается крест;

3) Купол (глава) – образ неба, завершает храм, имеет луковичную форму;

4) Барабан – цилиндрическая часть храма, несущая купол. Бывает световой и глухой;

5) Закомары – завершение стен, полукруглой или килевидной формы;

6) Апсиды – полукруглое завершение наружной стен храма;

7) Прясла – вертикальные части фасада, разделенные лопатками;

8) Лопатка – вертикальные прямоугольные выступы, разделяющие поверхность стен;

9) Портал – вход в храм;

10) Паперть – ступени портала (крыльцо в храмах).

В конце XI – начале XII веков ослабла мощь Киева. В период феодальной раздробленности продолжается строительство каменных храмов, но каждый князь был сам за себя. В центральных городах возникают свои архитектурные и живописные школы с учетом местных традиций.

Собор Святой Софии Киевской

Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. Его крыша была зеленого цвета,ее украшают золотые купола, стены – из кирпича. Символизирует силу и величие Киевского государства. Храм был разрушен войсками Батыя. Позже был внешне перестроен в стиле украинского барокко, на фасадах реставраторами оставлены остатки древней кладки. Стены стали белые. Самая известная мозаика находится в алтарной части храма – Богородица – нерушимая стена. С высоты главного купола взирает огромный Иисус в образе Пантократора.

Собор Святой Софии Новгородской

Самый ранний из сохранившихся храмов Новгорода. Воспринимается очень цельно, даже монолитно. Строгий силуэт храма увенчан пятью куполами. После 12 века стены собора покрывает побелка, что придает ему еще более торжественный вид. Собор построен из смешанного материала – каменного и кирпичного. Его конструкция строго симметрична. Строился по образцу Софии Киевской. Собор отличается большей суровостью и мужественностью. Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: на апсидах, барабанах частично в лопатках.

10
10)Классицизм. Пуссен «Пейзаж со святым Иоанном на острове Патмоссе». Неоклассицизм. Ж.Л. Давид «Клятва Горациев»

Классицизм - художественное стиль, возникший во Франции в 17-18 вв. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и поиск гармонии возрождения. Во время господства классицизма возникает деление жанров; к Высокому жанру относят: исторические, религиозные, мифологические сюжеты. К Низкому жанру относят: портреты, натюрморты, пейзаж.

Особенности живописи:

1) Точное разделение фигур;

2) Отсутствие аллегории;

3) Законченность композиции;

4) Согласованные формы;

5) Правило применения цветов: на переднем плане-коричневый, на среднем плане-зеленый, на заднем плане-голубой.

Развитие классицизма способствовало возникновению королевских художественных академий.

Никола Пуссен. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику - посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты.

«Пейзаж со святым Иоанном на Патмосе». Картина олицетворяет упорядоченность и умиротворенность классицизма.

Сюжет и композиция. Смысловым центром композиции является сам апостол Иоанн, пишущий книгу о конце мира, о втором пришествии Христа. Рядом с ним сидит орел, который почти не заметен на коричневом фоне – особенности классицизма. Это очень яростный эпизод, но размещен он на невероятно спокойном, тихом и мирном пейзаже. Вокруг фигуры апостола расположены руины острова Патмос, создающие впечатление хода времени. Если присмотреться, то можно увидеть дорогу, окаймлённую деревьями, храм и стелу. На самом дальнем плане - живописная гора и белые облака. В каждой части картины глаз найдет, что можно долго рассматривать.

Колорит и исполнение. Картина написана в привычных для классицизма цветах плавными, еле заметными мазками. В основном, это голубой, белый, коричневый, желтый и зеленый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: