Гармонизирующий диалог как ведущий принцип педагогического речевого общения

Обратите внимание на информацию по поводу зачета по дисциплине «Современные образовательные технологии в высшем образовании: Организация эффективного педагогического общения»

К зачету готовим рефераты и их презентации (см. ниже). Рефераты приносим в распечатанном виде в день зачета (в папке) и обязательно присылаем заранее (до зачета) на мой электронный адрес: 31alena31@mail.ru.

Если возникают вопросы, звоните мне. Мой номер: 89039863097. Кузнецова Алена Александровна.

Обращаю внимание, что принимаю зачеты 31.05, с 15.55 до 17.40, в главном корпусе, в ауд. 13-15.

Если это время неудобно, можно подойти в главный корпус 29.05: в 15.55 – ауд. 34-15, в 17.40 – ауд.14.07.

Далее представлена следующая информация:

1) рефераты (темы рефератов и  методические рекомендации по их написанию);

2) основная и дополнительная литература, информационные ресурсы, рекомендуемые аспирантам для просмотра или прочтения;

3) требования к оформлению реферата;

Критерии оценки реферата.

Обращаю ваше внимание на то, что темы рефератов распределяются с учетом буквы алфавита, с которой начинается ваша фамилия. Например: 1 (номер темы реферата) – А, Р (буквы алфавита, с которой начинается ваша фамилия):

1 – А, Р.

2- Б, С;

3 – В, Т;

4 – Г, У;

5 – Д, Ф;

6 – Е, Х;

7 – Ж, Ц;

8 – З, Ч;

9 – И, Ш;

10 – К, Щ;

11 – Л, Э;

12 – М, Ю;

13 – Н, Я;

14 – О;

15 – П.

 

Содержание рефератов

Педагогическая риторика как одна из частных риторик

Методические рекомендации

В реферате важно рассмотретьпедагогическую риторику как частную риторику, предметом которой является оптимизация речевого общения педагога (учителя, преподавателя) и обучаемого (ученика, студента). Необходимо акцентировать внимание на оптимальном педагогическом общении как таком общении, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности обучаемых, их интеллектуального и духовного развития, для творческого характера учебной деятельности и благоприятного эмоционального климата в их осуществлении.

Обратите внимание также на следующую литературу:

1. Ипполитова Н.А., Смелкова З.С.  Педагогическая риторика в вопросах и ответах. М.: «Прометей», 2011. 254 с. (http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3882).

2. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998.

3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М.: Институт практической психологии, 1996.

 

 

Гармонизирующий диалог как ведущий принцип педагогического речевого общения

Важно рассмотреть речевое поведение преподавателя  с точки зрения гармонизации педагогического общения и средств ее реализации в профессиональной деятельности учителя (преподавателя), стремления учителя (преподавателя)  к диалогичности,  а также употребления учителем  формул речевого этикета. В реферате  можно обратить внимание и на мастерство педагогической критики.

Обратите внимание  на следующую литературу:

1. Ипполитова Н.А., Смелкова З.С.  Педагогическая риторика в вопросах и ответах. М.: «Прометей», 2011. 254 с. (http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3882).

2. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998.

3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М.: Институт практической психологии, 1996.

 

3. Этика и этикет в педагогическом общении

Методические рекомендации

При подготовке реферата  необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Основные принципы этики общения.

2. Этика и этикет: соотношение понятий.

3.Этикет в культуре внешности и поведения педагога.

4. Общие требования этики и речевого этикета в типичных ситуациях педагогического общения: преподаватель – абитуриент, преподаватель – студент, преподаватель (учитель) - руководитель, преподаватель – преподаватель (учитель - учитель) и др. Выбор оптимальных этикетных формул в речевых жанрах, типичных для педагогического общения (приветствие, привлечение внимания, предложение, совет, одобрение, порицание, "разговор по душам" и др.).

При подготовке реферата обратите также внимание на литературу: Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986; Комарова О.Г. Речевые средства гармонизации диалога в деловой педагогической беседе // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 1 (9). Красноярск, 2000. С.58-63; Кузнецова А.А. Педагогическая риторика и проблемы коммуникативной культуры учителя в процессе обучения студентов-филологов специализации «Риторика» //Толерантность и коммуникативная культура педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2005. С. 71-76; Мурашов А.А. Преодоление негативного коммуникативного сценария в педагогической риторике // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методич. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 4 (7). Красноярск-Ачинск, 1998, с.94-104; Синицина И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983; Толерантность и коммуникативная культура педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2005; Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1998; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

 

 

4-12.   Педагогические речевые жанры

  При подготовке реферата обратите внимание на следующие вопросы:

4. Речевая деятельность учителя. Виды речевой деятельности.

5. Этапы создания и восприятия текстов.

6. Механизмы речи. Педагогическое говорение. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися.

7. Структурные и функциональные особенности приемов популяризации.

8. Понятие о педагогическом речевом жанре.

9. Проблема классификации педагогических речевых жанров в соответствии с педагогическими коммуникативными ситуациями. Речевые устные педагогические жанры: лекция, семинар, практическое занятие, дидактическая игра, консультация, дидактическая беседа, зачет, экзамен, коллоквиум и др. - и их методические модификации. Письменные педагогические речевые жанры: план и конспект лекции, урока, сценарий внеклассного мероприятия, авторская учебная программа, методическая разработка и др.

10. Устные и письменные речевые жанры управленческого типа: совещание, конференция; приказ, инструкция, памятка и др.

11. Урок и учебно-речевая ситуация общения. Речевая ситуация в педагогическом общении. Этапы урока и учебно-речевая ситуация. Учебно-речевые ситуации одного урока.

12. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр. Характеристика жанра объяснительного монолога. Разновидности объяснительной речи учителя. Сравнение в объяснительной речи учителя.

 При подготовке реферата обратите внимание на статью А.А. Кузнецовой «Педагогические речевые жанры», опубликованной  в одном из журналов Сибирского федерального университета. См. выходные данные: Педагогические речевые жанры // Из материалов к учебному словарю-справочнику «Эффективная речь» // Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные науки 2009 2 (спецвыпуск «Культура речевого общения». Красноярск, 2009. С.125-126.

Ниже приводится указанная статья в сокращении:

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫ́Е ЖА́НРЫ − это профессионально значимые для речи учителя/преподавателя речевые жанры, используемые в процессе решения учебно-методических и воспита­тельных задач и обеспечивающие эффектив­ность педагогической деятельности.

В педагогической деятельности учитель решает разные коммуникативные задачи: он объясняет, информирует, доказывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, инструктирует. Для решения каждой учеб­ной задачи необходимо выбрать наиболее адекватную речевую форму, что является одним из условий эффективности педагогическо­го общения.

Одна из ответственных сфер профессионального педагогического общения – сфера обучения. Зачастую именно речевое наполнение этапов урока, способы перехода от одного этапа к другому свидетельствуют о профессиональной компетенции учителя. Ориентация на особенности мыслительно-речевого действия участников педагогического общения при решении учебных за­дач и обусловила выделение в качестве основной структурной единицы урока учебно-речевую ситуацию. Указанные задачи реализуются в определенных учебно-речевых ситуациях урока с помощью соответствующих жанров педагогического общения. К ним относятся объяснительный монолог; учебно-педагогичес­кий диалог (и его разновидности); оценочные высказывания; обобщение на этапе подведения итогов урока.

Можно выделить собственно учебные, специфические жанры, которые функционируют в речи учителя в соответствии с дидактическими задачами, так называемые первичные педагогические жанры (вступительное слово перед изучением какой-либо темы, объяснительный монолог, жанры педагогического диалога, учебная лекция, конспект урока и др.), и широко употребительные в педагогическом общении жанры, имеющие аналоги в других сферах деятельности, но приобретающие в условиях педагогического общения специфические признаки, так называемые вторичные педагогические жанры (жанр портретного очерка, сообщение и доклад, рецензия и реферат, автобиографический рассказ и др.).

Кроме того, педагогическое общение располагает набором речевых жанров, мало свя­занных или непосредственно не связанных с содержанием курса: обсуждение ответов, приветствие, порицание, похвала, рас­сказ учителя о себе, педагогический дневник и др.

В педагогическом общении можно выделить устные жанры (объяснительный монолог, опрос, оценочное высказывание учителя, экскурсионную речь, автобиографический рассказ и др.) и письменные жанры (деловая автобиография, аннотация, характеристика, конспект урока, отзыв и др.).

 По способу коммуникации выделяют диалогические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического диалога: беседы, спора) и моно­логические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического монолога, в том числе объяснительный монолог учителя, оценочное высказывание учителя, экскурсионная речь и др.).

 Среди П.р.ж. можно выделить также чистые и гибрид­ные жанры; моно- и полиадресатные; неаргументативные (не содержат аргументации) и аргументативные (содержащие доказательства каких-л. по­ложений); фатические жанры (имеющие отношение к установлению, поддержанию и прекращению контакта) и жанры инфор­мационного характера.

 Каждый П.р.ж. отличается набором специфических признаков. Так, объяснительный монолог учителя как речевой жанр характеризуется следующими признаками: учебно-темати­ческим содержанием; целевой установкой на обеспечение усвое­ния информации, получения нового представления о предмете речи; полиадресатностью (адресат - группа учеников); индиви­дуальностью (адресант - учитель); монологичностью по способу коммуникации; официальностью обстановки; аргументативностью; стилистическим взаимодействием научных и разговор­ных элементов (гибридностью). Можно также отметить определенную регламентирован­ность, предсказуемость и некоторую эмоциональность объяс­нительного монолога учителя как жанра.

Лит.: Зотова Т.Ю. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися. АКД. Ярославль, 2005; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. (спецвыпуск «Культура речевого общения»). Красноярск, 2009 С.125-126. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Учеб. пособие для студентов. М., 1998; Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русско­го языка. 5 кл. М., 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996; Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. М.,1998; Педагогическая риторика: Учебное пособие. М., 2001; Смелкова 3.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999; Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.

А.А. Кузнецова

 

 

Обратите особое внимание на следующую литературу: Зотова Т.Ю. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися. АКД. Ярославль, 2005; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. (спецвыпуск «Культура речевого общения»). Красноярск, 2009 С.125-126; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 447-448; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Учеб. пособие для студентов. М., 1998; Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русско­го языка. 5 кл. М., 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996; Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. М.,1998; Педагогическая риторика: Учебное пособие. М., 2001; Смелкова 3.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999; Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: