Обратите внимание на информацию по поводу зачета по дисциплине «Современные образовательные технологии в высшем образовании: Организация эффективного педагогического общения»
К зачету готовим рефераты и их презентации (см. ниже). Рефераты приносим в распечатанном виде в день зачета (в папке) и обязательно присылаем заранее (до зачета) на мой электронный адрес: 31alena31@mail.ru.
Если возникают вопросы, звоните мне. Мой номер: 89039863097. Кузнецова Алена Александровна.
Обращаю внимание, что принимаю зачеты 31.05, с 15.55 до 17.40, в главном корпусе, в ауд. 13-15.
Если это время неудобно, можно подойти в главный корпус 29.05: в 15.55 – ауд. 34-15, в 17.40 – ауд.14.07.
Далее представлена следующая информация:
1) рефераты (темы рефератов и методические рекомендации по их написанию);
2) основная и дополнительная литература, информационные ресурсы, рекомендуемые аспирантам для просмотра или прочтения;
3) требования к оформлению реферата;
Критерии оценки реферата.
Обращаю ваше внимание на то, что темы рефератов распределяются с учетом буквы алфавита, с которой начинается ваша фамилия. Например: 1 (номер темы реферата) – А, Р (буквы алфавита, с которой начинается ваша фамилия):
1 – А, Р.
2- Б, С;
3 – В, Т;
4 – Г, У;
5 – Д, Ф;
6 – Е, Х;
7 – Ж, Ц;
8 – З, Ч;
9 – И, Ш;
10 – К, Щ;
11 – Л, Э;
12 – М, Ю;
13 – Н, Я;
14 – О;
15 – П.
Содержание рефератов
Педагогическая риторика как одна из частных риторик
Методические рекомендации
В реферате важно рассмотретьпедагогическую риторику как частную риторику, предметом которой является оптимизация речевого общения педагога (учителя, преподавателя) и обучаемого (ученика, студента). Необходимо акцентировать внимание на оптимальном педагогическом общении как таком общении, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности обучаемых, их интеллектуального и духовного развития, для творческого характера учебной деятельности и благоприятного эмоционального климата в их осуществлении.
Обратите внимание также на следующую литературу:
1. Ипполитова Н.А., Смелкова З.С. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. М.: «Прометей», 2011. 254 с. (http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3882).
2. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М.: Институт практической психологии, 1996.
Гармонизирующий диалог как ведущий принцип педагогического речевого общения
Важно рассмотреть речевое поведение преподавателя с точки зрения гармонизации педагогического общения и средств ее реализации в профессиональной деятельности учителя (преподавателя), стремления учителя (преподавателя) к диалогичности, а также употребления учителем формул речевого этикета. В реферате можно обратить внимание и на мастерство педагогической критики.
Обратите внимание на следующую литературу:
1. Ипполитова Н.А., Смелкова З.С. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. М.: «Прометей», 2011. 254 с. (http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3882).
2. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М.: Институт практической психологии, 1996.
3. Этика и этикет в педагогическом общении
Методические рекомендации
При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Основные принципы этики общения.
2. Этика и этикет: соотношение понятий.
3.Этикет в культуре внешности и поведения педагога.
4. Общие требования этики и речевого этикета в типичных ситуациях педагогического общения: преподаватель – абитуриент, преподаватель – студент, преподаватель (учитель) - руководитель, преподаватель – преподаватель (учитель - учитель) и др. Выбор оптимальных этикетных формул в речевых жанрах, типичных для педагогического общения (приветствие, привлечение внимания, предложение, совет, одобрение, порицание, "разговор по душам" и др.).
При подготовке реферата обратите также внимание на литературу: Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986; Комарова О.Г. Речевые средства гармонизации диалога в деловой педагогической беседе // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 1 (9). Красноярск, 2000. С.58-63; Кузнецова А.А. Педагогическая риторика и проблемы коммуникативной культуры учителя в процессе обучения студентов-филологов специализации «Риторика» //Толерантность и коммуникативная культура педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2005. С. 71-76; Мурашов А.А. Преодоление негативного коммуникативного сценария в педагогической риторике // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методич. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 4 (7). Красноярск-Ачинск, 1998, с.94-104; Синицина И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983; Толерантность и коммуникативная культура педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2005; Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1998; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
4-12. Педагогические речевые жанры
При подготовке реферата обратите внимание на следующие вопросы:
4. Речевая деятельность учителя. Виды речевой деятельности.
5. Этапы создания и восприятия текстов.
6. Механизмы речи. Педагогическое говорение. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися.
7. Структурные и функциональные особенности приемов популяризации.
8. Понятие о педагогическом речевом жанре.
9. Проблема классификации педагогических речевых жанров в соответствии с педагогическими коммуникативными ситуациями. Речевые устные педагогические жанры: лекция, семинар, практическое занятие, дидактическая игра, консультация, дидактическая беседа, зачет, экзамен, коллоквиум и др. - и их методические модификации. Письменные педагогические речевые жанры: план и конспект лекции, урока, сценарий внеклассного мероприятия, авторская учебная программа, методическая разработка и др.
10. Устные и письменные речевые жанры управленческого типа: совещание, конференция; приказ, инструкция, памятка и др.
11. Урок и учебно-речевая ситуация общения. Речевая ситуация в педагогическом общении. Этапы урока и учебно-речевая ситуация. Учебно-речевые ситуации одного урока.
12. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр. Характеристика жанра объяснительного монолога. Разновидности объяснительной речи учителя. Сравнение в объяснительной речи учителя.
При подготовке реферата обратите внимание на статью А.А. Кузнецовой «Педагогические речевые жанры», опубликованной в одном из журналов Сибирского федерального университета. См. выходные данные: Педагогические речевые жанры // Из материалов к учебному словарю-справочнику «Эффективная речь» // Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные науки 2009 2 (спецвыпуск «Культура речевого общения». Красноярск, 2009. С.125-126.
Ниже приводится указанная статья в сокращении:
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫ́Е ЖА́НРЫ − это профессионально значимые для речи учителя/преподавателя речевые жанры, используемые в процессе решения учебно-методических и воспитательных задач и обеспечивающие эффективность педагогической деятельности.
В педагогической деятельности учитель решает разные коммуникативные задачи: он объясняет, информирует, доказывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, инструктирует. Для решения каждой учебной задачи необходимо выбрать наиболее адекватную речевую форму, что является одним из условий эффективности педагогического общения.
Одна из ответственных сфер профессионального педагогического общения – сфера обучения. Зачастую именно речевое наполнение этапов урока, способы перехода от одного этапа к другому свидетельствуют о профессиональной компетенции учителя. Ориентация на особенности мыслительно-речевого действия участников педагогического общения при решении учебных задач и обусловила выделение в качестве основной структурной единицы урока учебно-речевую ситуацию. Указанные задачи реализуются в определенных учебно-речевых ситуациях урока с помощью соответствующих жанров педагогического общения. К ним относятся объяснительный монолог; учебно-педагогический диалог (и его разновидности); оценочные высказывания; обобщение на этапе подведения итогов урока.
Можно выделить собственно учебные, специфические жанры, которые функционируют в речи учителя в соответствии с дидактическими задачами, так называемые первичные педагогические жанры (вступительное слово перед изучением какой-либо темы, объяснительный монолог, жанры педагогического диалога, учебная лекция, конспект урока и др.), и широко употребительные в педагогическом общении жанры, имеющие аналоги в других сферах деятельности, но приобретающие в условиях педагогического общения специфические признаки, так называемые вторичные педагогические жанры (жанр портретного очерка, сообщение и доклад, рецензия и реферат, автобиографический рассказ и др.).
Кроме того, педагогическое общение располагает набором речевых жанров, мало связанных или непосредственно не связанных с содержанием курса: обсуждение ответов, приветствие, порицание, похвала, рассказ учителя о себе, педагогический дневник и др.
В педагогическом общении можно выделить устные жанры (объяснительный монолог, опрос, оценочное высказывание учителя, экскурсионную речь, автобиографический рассказ и др.) и письменные жанры (деловая автобиография, аннотация, характеристика, конспект урока, отзыв и др.).
По способу коммуникации выделяют диалогические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического диалога: беседы, спора) и монологические П.р.ж. (напр., жанровые разновидности педагогического монолога, в том числе объяснительный монолог учителя, оценочное высказывание учителя, экскурсионная речь и др.).
Среди П.р.ж. можно выделить также чистые и гибридные жанры; моно- и полиадресатные; неаргументативные (не содержат аргументации) и аргументативные (содержащие доказательства каких-л. положений); фатические жанры (имеющие отношение к установлению, поддержанию и прекращению контакта) и жанры информационного характера.
Каждый П.р.ж. отличается набором специфических признаков. Так, объяснительный монолог учителя как речевой жанр характеризуется следующими признаками: учебно-тематическим содержанием; целевой установкой на обеспечение усвоения информации, получения нового представления о предмете речи; полиадресатностью (адресат - группа учеников); индивидуальностью (адресант - учитель); монологичностью по способу коммуникации; официальностью обстановки; аргументативностью; стилистическим взаимодействием научных и разговорных элементов (гибридностью). Можно также отметить определенную регламентированность, предсказуемость и некоторую эмоциональность объяснительного монолога учителя как жанра.
Лит.: Зотова Т.Ю. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися. АКД. Ярославль, 2005; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. (спецвыпуск «Культура речевого общения»). Красноярск, 2009 С.125-126. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Учеб. пособие для студентов. М., 1998; Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 кл. М., 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996; Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. М.,1998; Педагогическая риторика: Учебное пособие. М., 2001; Смелкова 3.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999; Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.
А.А. Кузнецова
Обратите особое внимание на следующую литературу: Зотова Т.Ю. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися. АКД. Ярославль, 2005; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. (спецвыпуск «Культура речевого общения»). Красноярск, 2009 С.125-126; Кузнецова А.А. Педагогические речевые жанры // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 447-448; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Учеб. пособие для студентов. М., 1998; Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 кл. М., 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996; Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. М.,1998; Педагогическая риторика: Учебное пособие. М., 2001; Смелкова 3.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999; Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.