О духовном и душевном здоровье

Как соотносятся духовное и душевное здоровье? Можно ли быть душевно больным и духовно здоровым? И, напротив: будучи духовно больным сохранять психическое здоровье? Вопросы эти не новы. Впрочем, обо всем по порядку.
Духовное и душевное в человеке значительно разнятся. Как пишет святитель Феофан Затворник: "Душевность же в человеке, не приявшем благодать или потерявшем ее, как облако, какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними... Преобладание души ровно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. " Укажу еще на то, что бывший некогда популярным в советской медицине лозунг "В здоровом теле - здоровый дух" с нравственных позиций совершенно неверен.
Крепкое тело (как и высокая эрудиция) отнюдь не является предпосылкой духовной зрелости. Можно ли назвать духовно здоровым какого-нибудь доктора наук, который ни разу в жизни не открыл святое Евангелие, хотя по роду своей деятельности переворошил не одну сотню книг? Думается, что нет. И к великому сожалению, ситуации подобные этой не редкость.
Но бывает и наоборот. У глубоко верующего человека развивается душевный недуг. И человек живет, молится, ходит в храм, но обнаруживает некоторую психическую несостоятельность. Какой же может быть ответ на эти вопросы? Выскажу свое мнение. Насколько спасительна может оказаться душевная болезнь для православного человека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление у здравомыслящего. Судьбы Божий раскрываются в вечности. Там нам уготованы Суд и воздаяние за наши дела.

***

Психическая болезнь тяжелый крест. До конца познать тайну ее возникновения и духовный смысл не удастся. Как нам до конца не понять и души человеческой, ибо она образ Творца. Поэтому и нет универсальной причины, объясняющей возникновение психических расстройств. Необходимо сказать, что психические болезни лишь частный случай повреждения человеческой природы.
Со времен наших прародителей она повреждена грехом. Посему человек, страдающий психическим заболеванием, не лучший и не худший среди нас. Он несет свой крест. Нам же психиатрам, посвятившим себя душевнопопечительскому служению, надлежит почаще вспоминать слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил: "И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви."
Еще несколько слов о психиатрах. Труд этот нелегок. Государство предоставляет этой категории медицинских работников ряд социальных льгот (оплата за вредность, дополнительные дни к отпуску). С горечью пишу о том, что о духовности в психиатрии (как и повсюду в современной медицине) почти ничего не говорится. Духовных требований к врачам психиатрам также нет. Отсюда и результат. Причем, отрицательно он сказывается и на лечащихся, и на лечащих. К примеру, по опубликованным данным, среди психиатров в несколько раз чаще, чем среди врачей иных специальностей, встречаются депрессивные состояния. Приходится констатировать и очень печальные факты: случаи суицидального поведения и завершенные суицидальные попытки среди психиатров, к сожалению, не единичны. Выход из этой ситуации один единственный для всех и каждого - обращение ко Христу, воцерковление, устроение своей жизни по заповедям Божиим.

Д. А. Авдеев - врач-психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук

 

9. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТЫХ

О борьбе с гневом

Гнев есть припоминание сокровенной ненависти, то есть памятозлобия. Гнев есть желание сделать зло огорчившему. Вспыльчивость (острожелчие) есть мгновенное возгорание сердца. Огорчение есть неприятное (досадное) чувство, заседшее в душе. Ярость есть низвращение благонастроения и осрамление души.

***

Гнев, подобно быстрому движению жернова, в одно мгновение может истереть и уничтожить душевной пшеницы и плода - больше, нежели что другое в целый день. Посему тщательно надлежит внимать себе. Он, как пламя, раздуваемое сильным ветром, скорее, нежели медленный огонь, попаляет и губит душевную ниву.

***

Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев.

Св. Иоанн Лествичник

***

 

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.

***

Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо.

***

Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дела; а кротость и любовь отдаляют все это.

***

Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, - от чего будешь вести жизнь тревожную, и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие, и все, что прилично христианам, чтобы вести жизнь покойную и безмятежную.

* * *

Если ты имеешь что на брата, или брат на тебя, помирись. Если не сделаешь сего, то все, что ни приносишь Богу, не будет принято (Мар. 11, 25; Мф. 5, 23, 24). Если же исполнишь такое повеление Владыки, тогда с дерзновением молись Ему, говоря: "Оставь мне Владыка, долги мои, как и я оставляю брату моему, исполнив заповедь Твою! ". И Человеколюбец скажет в ответ: "Если ты оставил, оставляю и Я; если ты простил, прощаю и Я твои долги".

Св. Ефрем Сирин

***


Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость. Что такое - кротость? Кротость - смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатию.

Свт. Игнатий Брянчанинов

***


Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце. Чего ради повелено нам скоро его пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрастал, и так к злу большее зло не приложилося. Солнце да не зайдет в гневе вашем, ниже дадите место диаволу, глаголет апостол (Еф. 4, 26, 27).

Свт. Тихон Задонский

***


... Человек, подверженный раздражительности и дышащий злобою, весьма ясно ощущает в груди своей присутствие враждебной, злой силы: она производит в душе совершенно противное тому, что говорит Спаситель о Своем присутствии: иго Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). При том присутствии чувствуешь себя ужасно худо и тяжело - и душевно и телесно.

Св. Иоанн Кронштадтский

 

О борьбе с печалью

Не думай, что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Занятые земным, от земного испытывают и скорби; а стремящиеся к духовному, о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны; потому что плод их обилен о Господе.

***

Бог не допускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, т. е. впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (1 Кор. 10, 13). И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбию, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере, и ожидая от Бога помощи и упования; и невозможно, чтобы она была оставлена.

Св. Ефрем Сирин

***

Полезную для нас должны мы почитать печаль только в таком случае, когда мы восприемлем ее, быв подвигнуты или раскаянием во грехах, или горячим желанием совершенства, или созерцанием будущего блаженства. О ней и блаженный Павел говорит: печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира печаль, смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

***

Есть еще и иной род печали - непотребнейший, когда она в душу согрешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубнейшее отчаяние. Она-то ни Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскать средств удовлетворения, а увлекла его, чрез внушенное ею отчаяние, к удавлению.

Св. Иоанн Кассиан

***

Не печалится воздержный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отметить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, - почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела.

***

Печаль рождается от того, что противно (беды, скорби, огорчения); от печали же происходит мрачное расположение духа (как говорится: он не в духе); а от них обоих порождается бессмысленная бранчливость (ворчание на все).

***

Если хочешь подавить печаль с мрачным расположением духа, то обыми благодушную любовь и облекись в радость незлобивую.

Св. Нил Синайский

***

Ненависть зависит от раздражительности,
раздражительность - от гордости,
гордость - от тщеславия,
тщеславие - от неверия,
неверие - от жестокосердия,
жестокосердие - от нерадения,
нерадение - от разленения,
разленение - от уныния,
уныние - от нетерпеливости,
нетерпеливость - от сластолюбия.

***


Молитва зависит от любви,
любовь - от радости,
радость - от кротости,
кротость - от смирения,
смирение - от служения,
служение - от надежды, надежда - от веры,
вера - от послушания,
послушание - от простоты.

Св. Макарий Великий

***

Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачествах и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачество врачует ее - Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа.

Св. Симеон Новый Богослов




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: