Эпическое и лирическое в повести

Сам жанр произведения – повесть – позволяет отнести его к эпосу. Эпическое в произведения проявляется в описании быта, жизни мальчика, в описании других героев. Повесть начинается с описания города, где жил Борис: «через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.» Повествование сопровождается также описанием школы, рассказом про товарищей Бориса и про жизнь в целом. Впоследствии, в других частях, описывается жизнь на фронте: «Только-только успели мы притаиться за кустами, как внизу показалось сразу пятеро всадников. Очевидно, это и было ядро флангового разъезда. Всадники остановились, оглядываясь; очевидно, они искали своего товарища», «перед ночным походом ребята варили в котелках кашу с салом, пекли в углях картошку, валялись на траве, чистили винтовки и отдыхали».

На протяжении всего произведения повествование сопровождается чувствами и мыслями главного героя. Борис нередко вспоминает свой дом и прежнюю жизнь и рассказывает о своих переживаниях: «Ведь это уже всерьез! Все, что происходило моей жизни раньше, было, в сущности, похоже на игру, даже побег из дома, даже учеба в боевой дружине со славными сормовцами, даже вчерашнее шатанье по лесу, а это было всерьез. И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в черном лесу рядом с по-настоящему убитым человеком...», помимо этого, в произведения показаны эмоции мальчика, например, его переживания после смерти Чубука: «Его плевок, брошенный в последнюю минуту, жег меня, как серная кислота. И еще горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда...».

Иначе говоря, эпическое и лирическое в произведении зримо сосуществуют, взаимопроникают друг в друга, «идут рука об руку».

Композиция

Несмотря на внешнюю раздробленность повести, «Школа» - это целостное произведение с объединенными в общую цепочку сюжетами и элементами.

Первая и вторая части повести представляет читателю героев произведения, которые запоминаются и узнаются в реальном времени. Здесь автор показывает мелкобуржуазную среду, рисует портреты большевиков. В первых двух частях книги, до того как Борис попал на фронт, кажется особенно интересной, значитель­ной широта и рельефность изображения эпохи.

Накопление небольших эпизодов, в которых проявляются важные черты времени, в конечном счете дает мно­гостороннее и ясное представление об условиях, в которых складывался характер героя повести. Рассказ ведет Бо­рис Гориков, иначе говоря, события даны так, как мог их воспринять и понять подросток того времени.

Первые две части повести — это, в сущности, «дошкольные» годы героя. Образ Бориса только намечается. В центре повествования не столько сам Борис, сколько обстоятельства, определившие его судьбу и условия разви­тия характера.

В так называемой фронтовой части А.П. Гайдар показывает образы бойцов, что позволяло читателю увидеть жизнь Красной Армии. Настоящая школа Бориса Горикова — фронт. Как по­чти всегда у Гайдара, характер героя определяется в пе­реломные моменты, в связи с его поступками, наклады­вающими отпечаток на всю жизнь. Но не самый поступок меняет человека, формирует его, а переживания и собы­тия, обусловленные поступком.

Повесть «Школа» обладает законченностью и завершенностью. Когда писатель хотел продолжить свое произведение, взяв за основу сюжета то, что Борис Гориков в результате ранения приезжает на малую родину, а потом возвращается на фронт, А.П. Гайдар понял, что повесть не имеет продолжения, композиционно и сюжетно она уже завершена.

Авторская позиция, средства ее воплощении

А.П. Гайдар в своей повести показывает, как главный герой проходит жизненную школу, преподающую уроки мужества, долга и благородства. Время, которое Борис был на фронте, - это время ошибок неопытного молодого человека, который в конце произведения становится взрослым. Писатель демонстрирует, что нельзя стать настоящим героем, не победив собственные страхи и не поборов собственные недостатки. А.П. Гайдар показывает, что жизненные трудности способны закалить характер человека, сделать его сильнее. Главное – это всегда идти до конца.

А. П. Гайдар пытается показать, что все события, описанные в повести, основаны на событиях реальной жизни и в некоторых моментах даже автобиографичны. Дети и их роль в войне показана со всеми деталями и подробностями. Писатель реалистично показал сюжетные линии и героев. В повести исторические события – это не просто фон, это основа всего сюжета.

Читателю какого возраста адресовано, педагогическое значение

Широта изображения сочетается с точностью и характерностью каждой детали. Гайдар пишет для детей — он помнит, что многие ассоциации, воспоминания, легко возникающие у взрослых, современников событий, отсут­ствуют у юных читателей. Поэтому он и выбирает эпи­зоды, в которых проявляются основные, определяют, и о черты эпохи, прежде всего те, что влияли на рост революционного движения: нехватка продовольствия, дорого­визна и богатеющие купцы, официальная шовинистиче­ская пропаганда и факты, обнаруживающие ее лживость (пленные, рассказ солдата, арест Галки, судьба отца-дезертира, бегство на фронт).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: