Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах – это прежде всего техника владения звуком, тембром, динамикой, артикуляцией.
Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, язык, пальцы и музыкальный слух. Дыхание духовика можно сравнить с ведением смычка на струнном инструменте. Начало звука зависит не только от движения языка. Изначально звук как бы зарождается в лёгких исполнителя и его качество зависит от насыщенности и интенсивности воздушного посыла. Образование звука на любом духовом инструменте зависит от колебательного процесса в лёгких исполнителя, от возбудителя звука (губы, трость, лабиум) и продолжение колебательного процесса непосредственно в воздушном канале духового инструмента.
В зависимости от степени активности той или иной группы мышц, окружающих лёгкие (межрёберные, диафрагмы, косые и прямые мышцы брюшного пресса и живота), дыхание подразделяется на
грудное, брюшное и грудобрюшное.
|
|
Грудобрюшное дыхание духовика заключает в себе самую разнообразную степень активности всего комплекса дыхательных мышц и признаётся как самое рациональное из всех видов исполнительского дыхания. Поэтому его часто называют профессиональным дыханием. Сам процесс профессионального дыхания сложен и противоречив. Например, исполнитель может произвести вдох, активно работая внешними межрёберными мышцами грудной клетки без участия диафрагмы, а выдох – с максимальным участием мышц брюшного пресса. Или наоборот, осуществить вдох без активного участия грудной мышц клетки, опираясь на диафрагму, а выдох – активизируя внутренние межрёберные мышцы.
В дыхательном механизме духовика участвуют две группы мышц-антагонистов:
мышцы вдоха мышцы выдоха
диафрагма, мышцы брюшного
наружные межрёберные пресса,
внутренние
межрёберные.
Исполнитель на духовом инструменте должен научиться управлять активным вдохом и выдохом, постоянно развивая и тренируя дыхательные группы мышц.
Исполнительское дыхание контролируется сознанием и слухом музыканта. Выдох во взаимодействии с амбушюром, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука.
|
|
При обыденном дыхании человека – вдох активный акт, при котором лёгкие расширяются, рёбра раздвигаются в стороны, купол диафрагмы опускается вниз; выдох, наоборот, пассивный акт – полость лёгких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в своё первоначальное положение. При физиологическом, обыденном дыхании цикл протекает: вдох – выдох – пауза. Профессиональное дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох короткий – выдох, как правило, долгий.
От правильного и полноценного вдоха зависит качественный выдох.
Профессиональный вдох духовика должен быть коротким, полным и бесшумным. Он отличается от обычного физиологического вдоха человека. Во-первых, он требует использования максимального объёма лёгких (3500 – 4000 мл воздуха). Во-вторых, при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную мускулатуру. В-третьих, при обычном дыхании вдох и выдох примерно равномерны (4/5). И, наконец, в естественных условиях человек дышит носом, а при игре на духовом инструменте – ртом при незначительной помощи носа, что обеспечивает полноту вдоха и его бесшумность.
Что касается диафрагмы, то эта мышца – одна из самых сильных в организме человека. Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту, перемещаясь при этом на 4 см вверх и 4 см вниз. Таким образом, амплитуда колебаний диафрагмы составляет до 8 см.
В практике исполнителей на духовых инструментах наиболее рациональным является вдох, при котором одинаково активны наружные межрёберные мышцы и диафрагма. У вокалистов такой тип дыхания называется «комбинированным костно-диафрагматическим». Поэтому такого рода вдох принято называть грудо-диафрагмальным (комбинированным или смешанным). Он характеризуется движением диафрагмы вниз и использования не только её переднего участка, но и всех её частей, а так же выпячиванием и растягиванием нижних и боковых стенок живота, расширением грудной клетки в передне-заднем и боковых направлениях.
Лёгкие при вдохе должны заполняться воздухом снизу доверху наподобие сосуда с водой, в котором жидкость сначала покрывает дно и, опираясь на него, наполняет сосуд доверху. Таким образом в лёгких образуется так называемый «воздушный столб», опирающийся на «дно» лёгких, его основание – диафрагму. При этом плечи не должны подниматься.
Вдох всегда подчиняется музыкально-исполнительским задачам. От характера музыки зависят его скорость, полнота и глубина.
Вторая фаза дыхания – выдох. Обычный физиологический выдох происходит независимо от воли человека. Сокращаются выдыхательные внутренние межрёберные мышцы грудной клетки, диафрагма возвращается в своё первоначальное положение. Мышцы брюшного пресса при этом не работают.
При правильном исполнительском выдохе наряду с активными действиями внутренних межрёберных мышц грудной клетки важную роль играет брюшной пресс, действия которого позволяют сознательно управлять регулированием объёма воздуха в лёгких и интенсивностью выдыхаемой струи.
Кроме того, брюшной пресс является непосредственным участником «произнесения» звука, чёткого определения его начала – атаки. И она берёт своё начало в основании воздушного столба и регулируется непосредственно мышцами брюшного пресса. При извлечении звука на духовом инструменте мышцы пресса напрягаются и выдавливают воздух по направлению ротовой полости. Правильность поставленного дыхания можно проверить, получив начало звука без применения атаки, а только толчком опёртого на брюшной пресс воздушного потока.
Поставленное профессиональное дыхание предполагает при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. При выдохе, наоборот, вначале сокращаются внутренние межрёберные мышцы, затем диафрагма приходит в своё исходное положение.
|
|
При профессиональном выдохе опёртая, интенсивная (0,2 атмосферы) струя воздуха, прежде чем коснуться генератора колебаний (губ, трости или лабиума) духовика, должна без задержек пройти гортань, голосовые связки, ротовую полость и упереться в мышцы языка, играющие роль клапана.
В процессе обучения педагог может рекомендовать ученикам упражнения для развития дыхания без инструмента. Известный американский трубач и педагог Джеймс Стемп приводит несколько упражнений, которые следует выполнять перед началом занятий на инструменте в качестве разминки:
«Быстро вдохнуть, задержать дыхание, досчитать до восьми четвертей, затем медленно выдохнуть в течение восьми четвертей;
произвести вдох за восемь четвертей, резко выдохнуть за одну четверть, затем задержать вдох на восемь четвертей;
быстро вдохнуть за одну четверть, задержать дыхание на восемь четвертей, затем медленно выдохнуть за восемь четвертей.
Каждое упражнение повторить по восемь раз. В дальнейшем, увеличивая количество четвертей. При выполнении упражнений сохранять медленный темп.
Или взять по возможности большее дыхание, затем продолжать набирать воздух в себя до тех пор, насколько это возможно».
Некоторые педагоги рекомендуют упражнение, которое заключается в следующем:
Ученик, вынув мундштук из инструмента, берёт мундштучную часть трубки в рот и вдувает в неё воздух. Продолжительность выдоха произвольная, но довольно длительная. Упражнение повторяется несколько раз, оно помогает развить силу и мощность выдоха (инструмент можно заменить трубкой длиной около 20- 25 см).
Итак, мы коснулись типов дыхания, а также вопросов, связанных с техникой исполнительского вдоха и выдоха. Мы убедились, что эти процессы являются управляемыми и совершаются по воле исполнителя.
Таким образом, дыхание может быть активно использовано музыкантом как средство музыкальной выразительности. Но для того чтобы оно стало таковым, мало знать типы дыхания и технику их выполнения – надо ещё уметь выбрать нужный тип дыхания, сообразуя его с конкретной исполнительской задачей, находить точный момент производства вдоха, не нарушая логику музыкального развития, то есть уметь определять момент и характер вдоха.
|
|
Установление моментов смены дыхания – цезур (лат. – рубить, сечь) – можно сравнить с расстановкой знаков препинания в словесной речи. Цезура подчёркивает смысловое значение музыкальной фразы. Исполнительское дыхание тесно связано с музыкальной фразировкой и полностью её подчинено.
Цезура воспринимается нами как грань между частями музыкального произведения или отдельными её построениями, а также как наиболее удобный момент для смены дыхания без нарушения музыкального построения.