Развитие баскетбола. Этапы его развития

Содержание

Введение…………………………………………………………................2

1. Баскетбол. Первое упоминание о нём………………………………….3

2. Развитие баскетбола, этапы его развития…………………………….4

3. Процесс развития правил игры в баскетбол………………………..10

а) основные правила и техника игры в баскетбол……………………..12

б) как появился баскетбольный мяч……………………………………..19

6. Образование Международной Федерации баскетбола (FIBA)……..20

7. История возникновения и развития баскетбола в России………….22

8. Заключение………………………………………………………………...27

9. Список литературы……………………………………………………….28

 

ВВЕДЕНИЕ

В решении задачи укрепления здоровья человека видная роль принадлежит спортивным играм. В процессе правильно организованных занятий спортивными играми укрепляется двигательный аппарат человека, усиливается обмен веществ, совершенствуются многие функции органов и систем организма. Спортивные игры широко используются в качестве одного из средств активного отдыха. Спортивные игры способствуют развитию различных жизненно важных и необходимых качеств внимания: концентрированности и распределяемости, быстрой переключаемости и устойчивости. Спортивные игры могут оказывать на участников определенное воспитывающее влияние — развивать в известной мере такие важные качества, как смелость и решительность, настойчивость, инициативность, выдержку, дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь.

Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами-между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.

Один из самых популярных видов спорта в мире - баскетбол.

Баскетбол. Первое упоминание о нём.

Баскетбол (англ. basket «корзина»+ ball «мяч») - спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в корзину (кольцо) соперника.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника, помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину.

Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Кольцо располагалось довольно высоко, перпендикулярно земле, И, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.

Много позже в 16-м веке нашей эры «баскетбольные» забавы ацтеков в Мексике были не столь безобидны. Игра «олламалитцли» предусматривала попадание тяжелым каучуковым мячом в каменное кольцо, прикрепленное к стене. Игрок, который совершал удачный бросок, имел право «облачиться» в одежду любого из зрителей. А капитан проигравшей команды части подвергался суровому наказанию - его лишали головы.

На гравюре, выполненной в 1603 году Брюисом, изображена игра -предшественница баскетбола, а Вьет в «Энциклопедии спорта» (1818г.) описал игру, которой увлекались во Флориде: кто чаще забросит мяч в корзину, прикрепленную к вершине шеста.

В более поздние времена появились игры с мячом, напоминающие современную игру в баскетбол. Например, в Древнем Риме - «харпастум», в Италии - в «калчио».

В период первобытнообщинного строя игры помогали получить хорошую физическую подготовку к суровым условиям жизни того времени, обусловливались трудовой деятельностью и бытом людей.

В дальнейшем, начиная с периода родового общества, игры, особенно в мяч, постепенно отдаляются от трудовой деятельности и становятся атрибутом инициации (посвящений), плясок, празднеств. С этого периода они становятся ритуальными атлетическими играми.

Игры имели много общего, но ограниченные контакты между людьми не давали им возможности широко развиваться.

Развитие баскетбола. Этапы его развития

Первые этапы развития баскетбола связаны с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века, игра довольно быстро приобрела определённую популярность не только в Соединенных Штатах, но и в Канаде.  Родоначальник баскетбола, колледж Молодёжной христианской ассоциации, поначалу активно занимался регулированием и распространением игры, однако десятилетие спустя руководство пришло к выводу, что эта деятельность препятствует реализации основной миссии учебного заведения, и приняло решение дистанцироваться от нового вида спорта.

Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде (шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей - NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Нейсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

Игра, получившая название «баскетбол», лишь отдалённо напоминала современный вид спорта. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. Целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

В декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

Вот они:

1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками

2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком

3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.

4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.

9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.

11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.

12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила.

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов.

Своими запретами они только спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.

Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...

Уже через год в частном женском гуманитарном колледже ассоциации “Семь сестер” в Нортгемптоне появилась женская версия игры — ее инициатором стала преподавательница физкультуры Сенда Беренсон. В том же году был проведен и первый женский баскетбольный матч, в котором принимали участие секретарши YMCA и преподавательницы начальной школы из Бэкингема.

Игра стала распространяться по школам и колледжам США и Канады и в течение нескольких лет не выходила за границы учебных заведений. Однако в 1898 году возникла Национальная баскетбольная лига — правда, спустя пять лет она уже прекратила свое существование.

Вторая жизнь у баскетбола появилась с окончанием Первой мировой. Создатель игры Джеймс Нейсмит, Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз вовсю занимались популяризацией этого вида спорта и стали оплотом дисциплины.

Именно в начале двадцатого века молодая игра перестала быть исключительно студенческой. Начали формироваться первые баскетбольные команды.

История создания баскетбола привела к тому, что в США в 1894 году были утверждены первые официальные правила, а сама игра оказалась настолько динамичной и интересной, что в нее сейчас играет весь мир. Из США баскетбол проник сначала в восточные страны – Китай, Японию и Филиппины, а после них уже в Южную Америку и Европу. Через 10 лет в Сент-Луисе, во время проведения Олимпийских игр, спортсмены из США с помощью команд из нескольких городов организовали показательный турнир. В дальнейшем на Олимпийских играх вплоть до 1928 года баскетбол был также только показательным.

Затем история развития баскетбола продолжалась уже с помощью поддержки его национальными федерациями, которые создавались в разных странах, и в первую очередь в США. Именно национальные федерации начинают организовывать международные турниры. Еще в 1919 году состоялся первый международный турнир по баскетболу между армейскими командами из США, Франции и Италии.

С 1923 года начинается история развития баскетбола среди женщин. В этом году состоялся первый международный женский турнир, в котором участвовали команды США, Англии и Италии.

Игра стала завоевывать все большее признание и популярность в мире.

Игра баскетбол развивалась поэтапно.

I этап - 1891 - 1918 гг. - этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды: баскетбол, игра, команда, мяч.

II этап - 1919 - 1931 гг. - характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры.

III этап - 1932 - 1947 гг. - характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике.

IV этап - 1948 - 1965 гг. - характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену.

V этап - 1966 - 1990 гг. - характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола /НБА/. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: