Особая область первобытного искусства -- орнамент.
Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите.
Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник -- плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.
Мегалитические сооружения
Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе еще более характерны мегалиты (от греческих слов «мега» - большой и «литос» - камень) - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора.
|
|
Виды мегалитов:
- менгир -- одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой.
- кромлех -- группа менгиров, образующая круг или полукруг.
- дольмен (Стоунхендж, Эйвбери, Круг Бродгара).
по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты -- общинные сооружения. Представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
Искусство присутствовало в жизни даже самого древнего человека, который украшал и совершенствовал орудия труда и оружие, жизненно необходимые ему, безусловно, это повышало ценность этих предметов в его глазах и в глазах окружающих.
2. В работе над практическим заданием обучающийся должен
назвать произведение, его автора и описание картины;