План-конспект урока «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс)
Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст.
Задачи урока:
* Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать содержание повести, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ.
|
|
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Личностные:
Интерес к учению; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Эпиграфы к уроку:
"Повести Белкина" - это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.
Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.
Ф.М. Достоевский.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование урока: компьютер, слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.
Новые слова: пейзаж, дворянство.
Дворянство - в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.
Пейзаж –1) вид какой-либо местности;
2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Ход урока:
I. Орг. момент. Цель. Включение в деятельность.
Как мы будем работать на уроке?
Читать-вдумчиво
Писать-грамотно
Слушать-внимательно
Говорить внятно, доступно.
I. 1. Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
|
|
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Вот из моря вылез старый Бес:
"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-
"Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить".
Слово учителя.
Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)
А сегодня мы с вами поговорим о его повестях. Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) -
"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".
Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.
В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
… Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца…
Деревня, 1812 г.
Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.
Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.
- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?
(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
II. Самостоятельная работа.
- Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.
(учащиеся работают самостоятельно; проверка, если необходимо, дописывают.)
Запись в тетради приобретает следующий вид:
1. В повести происходит много событий в жизни главного героя.
2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.
3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.
4. Характер героя не меняется.
5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.
6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.
7. Важен образ повествователя.
|
|
III. Инсценирование отрывка повести. (Настя отпрашивается в гости в Тугилово).
А теперь, ребята, давайте пройдёмся по страницам повести "Барышня-крестьянка". Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.