III этап. Этап использования разнообразных интерактивных технологий, обеспечивающих диалоговое общение

Цель этапа: научить описывать предметы с опорой на наглядный материал; развивать умение описывать предметы, чтобы заинтересовать собеседника (слушателя); описывать предметы роли кого-то; строить связные высказывания; задавать вопросы; развивать монологическую и диалогическую формы речи.

Фотограф»

Воспитатель просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

Поиск пропавших деталей»

 «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Что изменилось?»

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я совершу некоторые изменения. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

· описать предмет, которого не стало;

· описать место, где он стоял;

· описать предмет, которого не стало и предметы, с которыми он стоит рядом.

Карусель»

Воспитатель помещает исследуемый объект в центр карусели (это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т.д.), а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т.д. Под музыку «Карусель» группа детей бежит вокруг карусели, когда музыка перестает играть, дети останавливаются, берут карточки по очереди и задают друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, дети могут взять предмет в руки.

Реклама на телевидение»

Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. Во время режимных моментов можно сыграть с детьми в игру «Реклама на телевидение». Детям предлагается описать свою вещь. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести эту игрушку, потому что… или прочитать эту книгу. Родители принимают активное участие в данной технологии, которую мы с детьми придумали сами. Дома заранее готовят с детьми небольшой рассказ о новой книге или игрушке.

РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)»

Воспитатель предлагает ребенку выбирать себе роль (животного, растения, птицы, предмета, героя мультфильма и т.д.)

Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представь, что ты бабочка. Как ты можешь описать себя? Ребенок от лица описывает себя. Чтобы ребенок лучше вжился в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители. Детям очень нравится перевоплощаться в животных или предметы.

Семейное ток-шоу»

Воспитатель предлагает ребенку попробовать себя в роли телевизионного ведущего. Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон — и можно начинать интервью с «бабушкой» или «дедушкой», «тетей» или «сестрой». До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо? Опиши его. Какая игрушка у тебя была любимой в детстве? Опиши ее» и т.д.

Таким образом, в ходе занятий дети усваивали опорную схему описания предметов, овладели навыками выделения существенных признаков объекта описания. В результате проведённых занятий было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а также их лексико-грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок). Примечательно, что дети стали включать элементы описания в другие виды развёрнутых высказываний – при пересказе, составлении рассказов на тему из личного опыта и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: