Тема: Изучение возможности использования зарубежного опыта в современных условиях

Тема. Анализ и оценивание зарубежного опыта дошкольного образования

Идеи дошкольного воспитания в работах классиков зарубежной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Д.Дьюи, О.Декроли и др.)

Детские сады Ф.Фрёбеля, Вальдорфский детский сад, педагогика Марии Монтессори и ее «Дом ребенка». Современные зарубежные детские сады

Краткое содержание.

                                           Я.А.Коменский (1592-1670г.г) «Материнская школа»

Задачи:

1. развитие органов чувств, обогащение представлений детей об окружающем мире, развитие речи и руки.

Каким образом? Трудовые навыки и ручные умения.

 2. Первоначальные знания детей о мире как учебные предметы.

 3. Нравственное воспитание

Почтительность к старшим, послушание, справедливость в поступках, правдивость, вежливость, приветливость, услужливость.

Я.А.Коменский заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

                                             Ж.Ж.Руссо (1712-1778)
 «Эмиль или О воспитании»

«Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Любите детство, будьте внимательны к его играм и работам, к его милому инстинкту».

Разработал теорию естественного и свободного воспитания ребёнка.

Естественное воспитание идёт от природы ребёнка, от окружающих людей, от вещей (собственный опыт). Все три фактора должны быть в единстве.

Естественное право человека – свобода.

Свободен только тот, кто живёт своим трудом.

Возрастная периодизация в работах Ж.Ж.Руссо

n 0-2 – главное – физическое воспитание, здоровье, сон, двигательная активность.

n 2-12 – период «сна разума», воспитание внешних чувств (не нужны наставления, нравоучения, развивать зрение, осязание).

n 12-15 – период умственного воспитания. Голова философа и руки ремесленника.

n 15 – до совершеннолетия. Нравственное и трудовое воспитание. Половое воспитание. Воспитание добрых чувств, суждений, воли.

n Велика роль воспитателя в процессе развития ребёнка.

Прочитать отрывки из работы Ж.Ж.Руссо «Эмиль или О воспитании», сделать выписки.

источник. КоменскийЯ.А, Локк Д,Руссо Ж.Ж.Руссо, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /сост.В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. –М.: Педагогика,1988-416с. С.216 со слов «Единственной привычке..» до с.251 до Книги

Nbsp;                                   И.Г.Песталоцци (1746 -1827г.г) – великий швейцарский педагог n его основные труды: 1. Лингард и Гертруда. 2. Как Гертруда учит своих детей. 3. Книга для матерей. 4. Азбука наблюдения. 5. Наглядное обучение о «числе». 6. Лебединая песня. 7. Статьи по методике обучения в начальной школе.   Содержание воспитания: Нравственное – суть в деятельной любви к людям. Трудовое – подчёркивал тесную связь с нравственным. Умственное – создал строгую систему «элементарного образования», включив туда 3 элемента: число, форма, слово. Читать, считать и измерять – основа обучения. Практически воплотил идеи в работе 4-х образовательных учреждений                                Фридрих Фрёбель (1782-1852г.г)-  немецкий педагог, разработчик теории дошкольного воспитания. Основа - в теории игры Гроса. Игра имеет глубокий истинный смысл, ибо, играя, ребёнок готовится к работе. Она есть единственная и подлинная деятельность детства. Задача дошкольного воспитания сводится к правильной организации игры ребёнка. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». Воспитание – развитие в ребёнке присущих ему от природы инстинктов Фребель выделяет 4 инстинкта:        1. инстинкт труда        2. знания        3. художественный        4. религиозный. Задача воспитателя культивировать эти инстинкты путём подбора материала для игр и занятий с детьми. Материал для игры должен быть прост и должен в себе таить возможность непрерывного усложнения.  Это – природа, число, геометрический образ, слово и речь, искусство, Бог. Дары, описанные Фрёбелем, которые удовлетворяют инстинктам ребёнка: n Мячики (мяч- идеальный материал детской игры, так как он сочетает в себе упругость, инерцию, геометрическую форму. С помощью мяча можно представить огромное многообразие предметов и обогатить речь). n Шар n Цилиндр n Куб n Кубики n Кирпичики. Все они подобраны таким образом, чтобы удовлетворять всем инстинктам ребёнка.  Первый детский сад Ф.Фрёбеля 1837г. г. Бад Бланкенбург. «Сад» - символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Те, кто растит цветы жизни – садовницы! Идеальная садовница? Не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать, развивая всё лучшее, что дала ему природа. «Сад» - символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Те, кто растит цветы жизни – садовницы! Хорагета детского хора, зачинательница и руководительница игры, математичка и естественница, рассказчица народных сказок. Должна уметь: петь, рисовать, владеть множеством разных рукоделий Главное – обладать даром игры, способности перевоплощения. Детский сад – не замена семьи, а  показательное учреждение для матерей В детском саду предчувствуется школа.                                     Мария Монтессори (1870-1952г.г) -система саморазвития ребёнка дидактическически подготовленной среде. Цель технологии заключается в оптимальном развитии каждого ребенка, в формировании счастливой состоявшейся личности, способной жить в мире с собой и соседями.  Главная задача - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. В основе технологии Монтессори идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Ребенок обладает важным свойством – "абсорбирующим (впитывающим) умом", умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Монтессори выделяла две фазы "впитывающего ума": от рождения до 3-х лет – бессознательное "впитывание"; от 3-х до 6 лет – осознанное "впитывающее мышление". Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает» все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики рук, глаз, речи. Это повседневные домашние предметы, различающиеся по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.   После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные).  Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п. Переход к исследованию текста как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку. Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры.  Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы. 1.Единственный, кто понимает ребенка, это другой ребенок 2.«Дети - другие» Ребёнок живёт тем, что происходит с ним в конкретный момент. Обучаются через собственные действия. Познают мир через собственные чувства. Фазы развития Фаза порядка от рождения до 4-х лет. Фаза развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам. Целостность создаётся с помощью активного освоения окружающего мира. Индивидуальность обучения В специально созданной среде, где дидактический материал ребёнок выбирает сам, а не учитель. Дидактические материалы для самостоятельной развивающей деятельности детей в процессе самообучения. Дидактические материалы саморазвития являются не вспомогательным, а основным средством в развитии и самообучении ребенка. Подготовленное педагогическое пространство, через создаваемый педагогом и самим ребенком алгоритм, план, классификацию помогает изучению любого материала. В системе педагогики саморазвития все дидактические материалы находятся в определенной логической взаимосвязи. Не проработав с одним из них, нельзя перейти к другому. Так у ребенка постепенно развиваются внимание, память, логическое мышление, вкус к самостоятельной работе и страсть к саморазвитию.  Постоянно предлагаемая детям возможность сделать открытие усиливает положительную мотивацию к познавательной деятельности, а следовательно, устремленность к саморазвитию     Рудольф Штайнер (1861 – 1925 г.г).- основатель ВАЛЬДОРФСКОЙ педагогики Суть: 1. Природосообразность. 2. Свобода 3. Культ здоровья 4. Культ творчества. 5. Единство развития ума, сердца, руки. Вальдорфская педагогика – одна из разновидностей воплощения идей свободного воспитания. Ритм дня 1-й. 0-7 лет 2-й.7-14 лет 3-й.14-21года.  В первый – подражание. Готовят пищу, консервируют продукты, моют посуду, накрывают на стол, работают в саду и на огороде… Детские сады – полудневки. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Ритм года связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие. Занятия в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры). Занятия живописью, лепкой, выпечкой хлеба, эвритмией.  Ежедневно проводятся музыкально-ритмические занятия (хоровод) и рассказывается сказка. Такие занятия как живопись, лепка, выпечка хлеба и эвритмия, проводятся один раз в неделю, а хоровод устраивается каждый день. Сказку воспитатель рассказывает ежедневно, а кукольный спектакль - 1-2 раза в месяц. Эвритмия (в переводе с греческого – гармоничное движение, ритм) появилась в начале ХХ в Европе (в Швеции, Швейцарии, Голландии, Германии) и на протяжении многих лет органично входит в программы школы и детского сада. Она представляет собой искусство движения, выражающее закономерности поэтического и музыкального в движении и пространстве. Эвритмия соединяет само движение и образ, созданный на основании музыкальных тонов, звуков речи или более сложных форм - музыкальных произведений, стихов, и других явлений окружающего мира. Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Занятия эвритмией способствуют развитию крупной и мелкой моторики, ловкости, координации движений, чувства равновесия, пространственной ориентации. После занятия у детей улучшается эмоциональное состояние, они становятся дружелюбнее и свободнее в фантазии и творческих замыслах Праздники - это душа вальдорфского детского сада Индивидуальность В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д. Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:  - если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.  - если его действия могут повредить другим.  - если могут пострадать какие-либо вещи. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам. Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д. Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это вряд ли подойдет. Закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим. Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу. Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась!  

Тема: Изучение возможности использования зарубежного опыта в современных условиях

 Современные зарубежные детские сады.

Япония детский сад не является обязательной образовательной ступенью.

Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста.

 Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет.

Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется.

 Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Все детские сады в Японии частные

Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов.

Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет.

Главная задача воспитателей — научить детей быть послушными

Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают.

 по отношению к чужим людям — на улице, в присутственных местах — японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей.

Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни.

Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Формирование групп.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания.

 Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.

Группы (6–8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.

Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Состав этих групп не постоянный.

Каждый год группы формируются заново.

Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно.

Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников.

Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: