Красные ворота (не сохранились)

Реферат

Дмитрий Ухтомский, мастер елизаветинского барокко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE>



Содержание

Биография

Основные постройки

Колокольня Троице-Сергиевой лавры <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B&action=edit&redlink=1>

Красные ворота (не сохранились)

Кельи Никитского монастыря <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)>(сохранился один корпус)

Храм Никиты Мученика на Старой Басманной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9>

Кузнецкий мост <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)>

2.6 Дворец Апраксиных-Трубецких <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B4>, 1766-1768гг.

2.7 Усадьба «Нескучное» <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)&action=edit&redlink=1>

Литература



Биография

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в селе Семеновском Пошехонского уезда. Он происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. Двенадцатилетним подростком Дмитрия определили в московскую школу "математических и навигацких наук", которую он закончил в 1733 году. После этого его направили для обучения в архитектурную команду архитектора И.Ф. Мичурина.

Ухтомский рано проявил себя одаренным архитектором и умелым художником-декоратором. В связи с коронацией Елизаветы Петровны он в 1742 году выполнил в нескольких вариантах проект Триумфальных ворот на Тверской улице, а также декоративное оформление коронационных празднеств - на Ивановской площади в Кремле с "бассейнами и каскадами для фонтанов" и торжественной иллюминацией.

Тогда же, в 1742 году, по аттестатам находившихся в Москве известных архитекторов Коробова, Земцова и Шумахера Бланка Ухтомскому был пожалован ранг гезеля архитектуры, и он был зачислен в команду переехавшего из Петербурга в Москву Ивана Коробова. После ухода Коробова с работы и смерти Бланка, служившего в полицмейстерской канцелярии, Ухтомский, как наиболее знающий и достойный московский зодчий, в 1745 году был произведен в архитекторы.

Приступив к постепенному упорядочению хаотически разросшегося к началу XVIII века города, Ухтомский сосредоточил свое основное внимание на жилой застройке - городских усадьбах, которые тогда преобладали в Москве.

Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский использовал в подмосковной усадьбе Трубецких (1750-1753), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного сада. Это был небольшой, искусно разработанный усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт - лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой.

Крупным произведением Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751-1757), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Уже во время строительства каменного моста зодчий расширил свой первоначальный замысел. Он разработал проект торговых лавок, которые должны были дополнить собой строение моста, составить вместе с ним представительный ансамбль. Предусматривалась также перепланировка близлежащих улиц.

В связи с приездом Елизаветы Петровны в Москву Ухтомский выполнил проект и построил близ Лефортовского дворца здание Сената в Немецкой слободе (1753-1757).

Новатор, убежденный поборник современной ему архитектуры, Ухтомский смело проектировал рядом с древними памятниками Москвы сооружения, выполненные в формах русского зодчества нового времени. Показателен в этом отношении его проект перестройки части здания старых приказов для временного размещения Сенатской конторы, строения которой были снесены в связи со строительством нового дворца. Также не были связаны формально с архитектурой древних кремлевских памятников галерея для хранения имущества Оружейной палаты (проект 1755 года, закончена в 1764 году П. Никитиным) и проект переустройства Ивановской площади (1754). Вся композиция и обрамление площади были выдержаны в проекте в духе барочного декора.

Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748-1750), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы) и др. Лучшее среди них - прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741-1770).

При посещении лавры Елизаветой Петровной в 1753 году, Ухтомский поднес ей для утверждения проект перестройки колокольни, возводимой первоначально по чертежам И. Шумахера. Императрица одобрила замысел зодчего, который представил колокольню в виде высотного триумфального строения, отвечавшего идеям и вкусам времени.

Ухтомскому удалось без существенных изменений уже построенной части превратить заурядное, маловыразительное сооружение в высок18-гоXVIII столетия как один из совершенных ее памятников.

В 1753 году архитектору было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших незадолго до того деревянных ворот, возведенных Земцовым к коронации Елизаветы Петровны. Они стояли на пересечении бывшей Мясницкой и Садовой улиц. В своем проекте Ухтомский сохранил основные членения и состав декора предшествующих деревянных строений, живописность их облика. Но формы новых ворот при переложении их в камень приобрели монументальность и иной архитектурный смысл.

Произведением, которое ярко выразило тесную связь Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов - одна из последних крупных работ зодчего.

Идея создания казенного учреждения для раненых и инвалидов, для сирот погибших воинов возникла в годы Семилетней войны с Пруссией. Первоначально предполагалось строить Дом Инвалидов в Казани, но затем было решено создать его в Москве. Он мыслился в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже.

В проекте Дома Инвалидов, выполненного Ухтомским (1758-1759), от парижского прообраза сохранился лишь общий замысел композиции и соотношения ее основных частей. В центре возвышался величественный собор, а по сторонам размещались лечебные и жилые корпуса, скомпонованные в крупные симметричные блоки. В остальном архитектурные формы, художественный образ и идеи, вложенные в проект зодчим, были независимы от исходного образца.

Для возведения комплекса сооружений было намечено место на берегу Москвы-реки, в районе Симонова и Даниловского монастырей. В проекте ансамбля Дома Инвалидов, в котором слились все, казалось бы, противоречивые тенденции творчества Ухтомского, приобрели подлинное единство "регулярность" и "великолепие" - характерные свойства русской архитектуры середины 18-го столетия. В исторической перспективе проект Госпитального дома и Дома Инвалидов можно рассматривать как недостающее звено в общей цепи сооружений и ансамблей общественного назначения XVIII - начала XIX века. Этот проект Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего - прежде всего Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы. Ухтомский скончался в 1774 году.

 



Основные постройки

2.1 Колокольня Троице-Сергиевой лавры <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B&action=edit&redlink=1>

 

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88м, что на 11м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6м- колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д.В.Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIIIв.

Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения соборной площади.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси - Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64т.). Вес вновь отлитого в 2003г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72т.

Красные ворота (не сохранились)

Красные ворота - триумфальная арка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0>в стиле барокко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE>, существовавшая в Москве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>с начала XVIII века до3 июня <http://ru.wikipedia.org/wiki/3_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F>1927 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1927_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0>.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. Их построили из дерева по приказу Петра I <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I> в честь победы в1709году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1709_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>надшведами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F>в Полтавской битве Северной войны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>в1709году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1709_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Впоследствии его жена, Екатерина I <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_I> заменила их новыми в честь собственной коронации в1724году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1724_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в1742году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1742_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>по случаю коронации Елизаветы Петровны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0)> для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C> в Лефортовский дворец <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86> через это сооружение. В1748году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1748_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.

В 1753году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1753_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Д.В.Ухтомский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%85%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE>, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84_(%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)>, золотыми капителями <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C> и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний ит.д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%91%D0%BB> для коронации Николая I <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_I>в1825году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1825_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9>, перед залом Петра I <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_I>.

(15) октября1814 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1814_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в доме генерал-майора Ф.Н. Толля напротив Красных ворот родился М.Ю.Лермонтов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>(сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М.Ю.Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0>.

Попытки сноса арки Красных ворот предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А.И. Дельвига <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%B3,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&action=edit&redlink=1> были снесены в1927году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1927_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, при расширении Садового кольца <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE>, в соответствии с планом перепланировки. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных ворот. В1935году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1935_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>на этом месте была открыта одноимённая станция метро <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE)>, а в1953 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1953>над площадью возвысилась одна из сталинских высоток <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B>. В1962году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1962_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>площадь была переименована в Лермонтовскую. Она была заново переименована в площадь Красных ворот в1986 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1986_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>.

Некоторые декоративные элементы находятся в Музее истории Москвы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B>. Несколько раз поднимался вопрос о воссоздании арки[3] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0>, однако в связи с транспортной перегруженностью площади её восстановление маловероятно.

2.3 Кельи Никитского монастыря <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)>(сохранился один корпус)

Никитский монастырь - женский монастырь в Москве, существовавший в 1582-1929 годах и практически полностью уничтоженный в 1930-х годах при строительстве Никитской электроподстанции метро (улица Б. Никитская, 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: